Центральный Театр Кукол

Центральный Театр Кукол в Энциклопедическом словаре:
Центральный Театр Кукол - имени С. В. Образцова - основан в 1931 в Москве, с1981 академический, с 1992 имени Образцова, основателя и художественногоруководителя театра. Репертуар рассчитан как на взрослую, так и на детскуюаудиторию. Спектакли: ''Обыкновенный концерт'' А. М. Бонди, З. Е. Гердта(1946), новая редакция ''Необыкновенный концерт'' С. В. Образцова, А. М.Бонди, З. С. Паперного, З. Е. Гердта, В. А. Кусова (1968), ''Чертовамельница'' И. В. Штока, Я. Дрды (1953, 1991), ''Божественная комедия'' Штока(1961), ''Маугли'' по Р. Киплингу (1987), ''Дон Жуан-82'' В. Б. Ливанова, З.Гердта, Г. Бардина (1982) и др. Артисты (в разные годы): Е. В. Сперанский,С. С. Самосуд, Е. Е. Синельникова, З. Е. Гердт, главный художник в 1936-69Б. Д. Тузлуков. С 1993 художественный руководитель - Р. Д. Габриадзе.

Определение «Центральный Театр Кукол» по БСЭ:
Центральный театр кукол - Центральный театр кукол под руководством народного артиста СССР С. В. Образцова. Организован в 1931 в Москве при Центральном доме художественного воспитания детей. Открылся в 1932 спектаклем «Джим и Доллар» Глобы. За годы работы театр создал свой репертуар, в котором стремится оказать влияние на эстетическое и этическое воспитание детей. В поисках нового в драматургии, режиссуре, пластическом решении спектакля и актёрском исполнении театр достиг больших успехов и в первые же годы создал спектакли, ставшие лучшими среди постановок современного театра кукол:
«Гусёнок» Гернет и Гуревич (1935), «Волшебная калоша» Матвеева (1936), «По щучьему велению» Тараховской (1936), «Кот в сапогах» Владычиной (1937), «Большой Иван» Образцова и Преображенского (1937),
«Король-олень» по Гоцци (1943), «Весёлые медвежата» Поливановой (1945) и др. «Волшебная лампа Аладина» (1940) - первое представление для взрослых, потребовавшее введения тростевых кукол. Здесь широко применяются пародийный метод, гротеск:
«Необыкновенный концерт» (1946, 1968), «Мой, только мой...» Тузлукова (1958), «Божественная комедия» Штока (1961) и др. Многие постановки десятки лет не сходят со сцены театра, сохраняя свежесть и остроту сценического решения. Режиссёры, художники, актёры советских и зарубежных театров кукол используют его творческий опыт. Среди лучших работ 50-70-х гг.:
«Буратино» Борисовой (1953), «Мистер Твистер и Петрушка-иностранец» Маршака (1961), «Тигрик-Петрик» Гернет (1965), «Наша Чуккокала» Чуковского и Образцова (1973), «Сказка о царе Салтане» по Пушкину (1974),
«Таинственный гиппопотам» Лифшица и Кичановой (1974); для взрослых - «И-го-го!» Сперанского (1964), «Говорит и показывает Государственный Центральный театр кукол» Алдониной, Раншанова и Шайхета (1972), «Дон Жуан-76» Ливанова и Бардина (1975).
Труппа театра состоит из двух самостоятельных групп, имеющих свой репертуар и руководителя (народный артист РСФСР С. С. Самодур и народный артист РСФСР Е. В. Сперанский - до 1972, затем заслуженная артистка РСФСР Е. Е. Синельникова). Среди актёров и режиссёров (1976): народные артисты РСФСР З. Е. Гердт, Самодур, заслуженные артисты РСФСР И. Е. Мазинг, Синельникова, Е. В. Успенская, В. Н. Майзель. В 1936-70 главным художником был заслуженный деятель искусств Б. Д. Тузлуков, с 1970 - А. А. Спешнева. Большую часть спектаклей поставил С. В. Образцов (с 1949 директор театра). В 1970 театр переехал в новое здание, на фасаде которого установлены уникальные часы (с заводными куклами), ставшие одной из достопримечательностей Москвы. Театр постоянно гастролирует (был в 355 городах СССР, посетил 25 стран). С 1937 при театре создан Музей театральных кукол, коллекция которого считается одной из лучших. Музей ведёт научно-методическую работу. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1969).
Лит.: Смирнова Н., Советский театр кукол. 1918-1932, М., 1963; её же. Театр Сергея Образцова, [М., 1971]; Сперанский Е., Актер театра кукол, М., 1965.
Е. Б. Коренберг.

Центральный Спортивный Клуб Армии (Цска)    Центральный Театр Кукол    Центральный Театр Российской Армии