Царёв

Значение слова Царёв по Ефремовой:
Царёв - Принадлежащий царю; царский.

Значение слова Царёв по словарю Ушакова:
ЦАРЁВ, царёва, царёво (простореч.). Прил. к царь в 1 знач., то же, что царский в 1 знач. Царев кабак (старин.). Не ходи, мой сын, во царев кабак, ты не пей, мой сын, зелена вина. Нар. песня. Революция царя лишит царева званья. Маяковский.

Определение слова «Царёв» по БСЭ:
Царёв - Михаил Иванович [р. 18.11 (1.12).1903, Тверь, ныне Калинин], русский советский актёр, режиссёр и педагог, народный артист СССР (1949). Член КПСС с 1949. Герой Социалистического Труда (1973). Учился в Петроградской школе русской драмы (1919-21, педагог Ю. М. Юрьев), в 1920 ещё студентом вошёл в труппу Большого драматического театра. В последующие годы работал в Василеостровском театре, бывшем Театре Корша, в театрах Махачкалы, Казани, Симферополя; в 1933-37 в Театре им. Мейерхольда. С 1937 в Малом театре (с 1950 директор). Многие годы исполнял роль Чацкого
(«Горе от ума» Грибоедова; впервые в Василеостровском театре, затем в Театре им. Мейерхольда, позже в Малом театре), в 60-е гг. перешёл на роль Фамусова. Гражданственность и партийность публициста, отличающие искусство актёра, проявились в сыгранной им галерее молодых героев - Огнев, Ромодан
(«Фронт», «Крылья» Корнейчука), Гарри Смит («Русский вопрос» Симонова) и др. Сложные, развёрнутые психологические портреты созданы Ц. как в драме - Протасов («Живой труп» Л. Н. Толстого), Ростанев («Село Степанчиково и его обитатели» по Достоевскому),
Иванов («Иванов» Чехова), Арбенин («Маскарад» Лермонтова), так и в трагедии - Макбет («Макбет» Шекспира). Как мастер тщательно разработанной внутренней характерности, большой обличительной силы предстал актёр в ролях Вожака
(«Оптимистическая трагедия» Вишневского), Старика («Старик» Горького), Ильи Репина («Признание» Дангулова). В творчестве Ц. органично соединяются романтические и реалистические начала, ему присуще естественное сочетание традиций и новаторства. Многогранному таланту актёра близки также яркая комедийность и мягкий юмор - Хиггинс
(«Пигмалион» Шоу), Глумов («На всякого мудреца довольно простоты» Островского), Дон Сезар де Базан («Рюи Блаз» Гюго). В 70-е гг. большой творческой удачей Ц. стала трагическая роль Маттиаса Клаузена («Перед заходом солнца» Гауптмана).
Ц. одновременно выступает и как чтец. С 1935 преподаёт (с 1941 в Театральном училище им. М. С. Щепкина; с 1962 профессор). С 1964 возглавляет Всероссийское театральное общество (ВТО), с 1959 президент советского Национального центра Международного института театра. Автор книг
«Что такое театр» (1960) и «Неповторимые мгновенья» (1975). Снимается в кино. Государственная премия СССР (1947, 1969). Награжден 3 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями.
Лит.: Филиппов Вл., М. И. Царев в роли Феди Протасова, в кн.: Ежегодник Малого театра. 1953-1954, М., 1956; Зубков Ю., Михаил Царев, «Театр», 1961, № 11; Коржевич Л., Три роли Михаила Царева, там же, 1973, № 8; Лейкин Н., Мудрое искусство Михаила Царева, в кн.: Актер, актер и еще раз актер..., М., 1975.
Ю. А. Зубков.
М. И. Царёв.

М. И. Царёв в роли Чацкого («Горе от ума» А. С. Грибоедова).

Цареубийца    Царёв    Царёк