Учительские институты, семинарии и школы

Значение слова Учительские институты, семинарии и школы по словарю Брокгауза и Ефрона:
Учительские институты, семинарии и школы — учебные заведения, учрежденные с целью приготовления учителей для городских, уездных и начальных училищ. Первым таким учебным заведением было главное народное училище, открытое в Петербурге в 1783 г. и просуществовавшее до 1804 г. В 1820 г. возник первый У. институт в ведомстве СПб. университета, но через два года был упразднен. По уставу 1828 г. право быть учителем в низших учебных заведениях было предоставлено всем, кто мог выдержать установленное для того (положением 1 марта 1846 г.) испытание при гимназии или университете. До 1864 г. специальных учреждений для подготовки учителей в низшие учебные заведения не существовало. При издании в 1864 г. положения о народных училищах министерство народного просвещения устроило первую У. семинарию для западной окраины. С тех пор возникло множество таких заведений. У. институты учреждаются со времени издания положения о городских училищах 1872 г., с целью приготовления учителей для этих училищ. Это закрытые заведения, состоящие в ведении попечителей учебных округов и в ближайшем заведовании директоров, избираемых попечителем из числа лиц, окончивших курс в высших учебных заведениях. При каждом У. институте состоит одноклассное или двухклассное городское училище для практических упражнений воспитанников в преподавании. Курс учения продолжается три года (в Тифлисском институте и Виленском еврейском — 4 года). Нормальное число воспитанников — 7 5; из них 60 получают полное содержание от министерства, остальные 15 вакансий предоставляются стипендиатам других ведомств и разных обществ. Директор У. института пользуется всеми правами директора гимназии. В институты принимаются молодые люди всех званий и состояний, не моложе 16 лет (ст. 2282 т. XI ч, I изд. 1893 г.). Окончившие полный курс учения получают аттестаты на звание учителя городского училища. Каждый поступающий в институт обязывается подпиской прослужить не менее 6 лет в должности учителя городского училища по назначению учебного начальства. В У. институтах преподаются: Закон Божий, педагогика, русский и церковно-славянский языки, арифметика, алгебра, геометрия, история, география, естественная история и физика, черчение и рисование, чистописание, пение и гимнастика. В 1896 г. введено обязательное обучение ручному труду. Управление институтом сосредоточено в руках педагогического совета, состоящего, под председательством директора, из всех преподавателей института и учителей городского училища, состоящего при институте. К 1-му января 1899 г. всех У. институтов было 9; на содержание их в 1898 г. поступило 345438 р.; учащихся всего было 1525, преподавателей 168. У. семинарии и школы могут быть подразделены на три категории: 1) правительственные семинарии, содержимые всецело на счет казны, 2) правительственные У. школы для инородцев и 3) У. школы, содержимые на средства земств и частных лиц. Цель У. семинарий и школ — доставить педагогическое образование лицам всех сословий, православного вероисповедания, желающих посвятить себя У. деятельности в начальных училищах (ст. 2382 т. XI, ч. I, изд. 1893 г.). У. семинарии и школы — заведения открытые, но при некоторых из них для части учащихся имеются интернаты. Для практических упражнений воспитанников в преподавании при У. семинариях и школах состоят начальные училища. Управление семинарией поручается директору, избираемому попечителем из лиц, получивших высшее образование, и совету, состоящему, под председательством директора, из законоучителя, прочих наставников и учителя начального училища. Принимаются лица не моложе 16 лет. По окончании трехлетнего курса наук воспитанники получают свидетельства на звание учителя начального училища и на все время служения в этой должности освобождаются от всех личных повинностей. В У. семинариях и школах преподаются: Закон Божий, главные основания педагогики, русский и церковно-славянский языки, арифметика, главные основания геометрии, землемерие, русская история, география, линейное черчение, главные сведения, необходимые для понимания явлений природы, чистописание, пение, ремесла, гимнастика, иногда музыка, инородческие языки, сельское хозяйство. При некоторых семинариях учреждены приготовительные классы. К 1-му янв. 1899 г. всех У. семинарий и школ было 63; на содержание их назначено в 1898 г. 1439346 руб. (70% этой суммы выдано из государственного казначейства); должностных лиц состояло 817 учащихся в У. семинариях 4388, в инородческих У. школах 364, в земских У. школах 697. В начальных при семинариях и школах училищах обучалось 3947 детей. Число У. семинарий признается недостаточным, а состояние их при крайне скудных средствах — неудовлетворительным. Особенно ощутителен недостаток учителей на окраинах империи. Так называемые временные У. семинарии представляют собою периодические летние съезды учителей, образующие собою педагогические курсы и открываемые с разрешения попечителя округа по представлению инспектора народных училищ (правила утверждены министром народного просвещения 5 августа 1875 г.). Расходы принимают на себя те учреждения и лица, по ходатайству которых открываются курсы. Ср. Пругавин, "Законы и справочные сведения по начальному народному образованию" (СПб., 1898); Фальборк и Чарнолуский, "У. семинарии и школы. Систематический свод законов" (СПб., 1901). Об У. семинариях за границею см. Семинария и Нормальные школы. М. М—ль.

Учительская Библиотека    Учительские институты, семинарии и школы    Учкулан