Вюрцбургская Школа

Вюрцбургская Школа в Энциклопедическом словаре:
Вюрцбургская Школа - направление экспериментального исследования мышленияв 1900-х гг., центр - психологический институт в г. Вюрцбург (Германия).Основатель - О. Кюльпе, главные представители - Н. Ах и К. Бюлер. Опираясьна учение об интенциональности сознания Ф. Брентано и Э. Гуссерля икритикуя ассоциативную психологию, выдвинула тезис о несводимости мышленияк содержанию чувственных представлений, его безобразном характере и т. п.Оказала влияние на гештальтпсихологию.

Значение слова Вюрцбургская Школа по Психологическому словарю:
Вюрцбургская Школа - Вюрцбургская школа - направление в немецкой психологии, возникшее в начале ХХ в., которое возглавил его О. Кюльпе - . В данную школу входили: А. Майер - , И. Орт, К. Марбе,

Определение «Вюрцбургская Школа» по БСЭ:
Вюрцбургская
школа - направление экспериментального исследования мышления, существовавшее в 1-м десятилетии 20 в., в психологическом институте г. Вюрцбурга (Германия). Основатель и главный теоретик В. ш. - О. Кюльпе, наиболее известные представители - Н. Ах и К. Бюлер. Орган школы - журнал
«Archiv fьr die gesamte Psychologie» (с 1903). Основной тезис В. ш. состоит в постулировании существования особых состояний сознания - «мыслей», не сводимых к содержанию чувственных представлений. Господствовавшая в конце 19 в. ассоциативная психология сводила мышление к комбинированию, по законам ассоциаций, чувственных представлений. Психологи В. ш., опираясь в философском плане на идеалистические принципы феноменологии Ф. Брентано и Э. Гуссерля, подвергли критике ассоцианизм на уровне эксперимента.
Усовершенствовав технику самонаблюдения (подбор и предварительная тренировка испытуемых, разделение выполнения задания и отчёта о пережитом в нём), они установили отсутствие в сознании испытуемых образов, соответствующих содержанию заданий. Отсюда основной, по О. Кюльпе, негативный тезис школы о безобразном характере мышления, его несводимости к комбинации чувственных представлений. Переживаются, а затем сообщаются при отчёте, согласно В. ш., как правило, не образы, а нечто другое - отношения, целевые установки, действия комбинирования и группировки и т.д. Суммарно и довольно неопределенно всё это и было объявлено специфическими мыслительными образованиями; согласно принципам феноменологии, их характерная черта - интенциональность, направленность на нечто лежащее за пределами мышления: идеи, идеальные и реальные предметы и т.д.
Для объяснения перехода от одних состояний сознания к другим в В. ш. в добавление к механизму репродукции ассоциативно связанных представлений был выдвинут принцип установки, детерминирующей тенденции (Н. Ах): собственная или поставленная извне задача предопределяет последовательность смены состояний сознания вплоть до её разрешения. Вызываемая задачей детерминирующая тенденция столь сильна, что может разрушать даже устоявшиеся ассоциативные связи и сохраняться некоторое время спустя после проведения эксперимента.
Главная заслуга В. ш. состоит в утверждении специфичности психологических особенностей мышления, их несводимости к ассоциации представлений. Работы В. ш. оказали непосредственное влияние на исследования О. Зельца, на гештальтпсихологию, а также на формирование теории установки. Тезис о безобразности мышления повлиял на некоторые эстетические теории. В связи с утверждением в психологии объективных методов изучения психики и поведения работы В. ш., основанные на самонаблюдении, утратили своё значение.
Лит.: Крогиус А. А., Вюрцбургская школа экспериментального исследования мышления и её значение, в кн.: Новые идеи в философии, № 16, СПБ, 1914; Кюльпе О., Современная психология мышления, там же; его же, Введение в философию, 2 изд., СПБ, 1908; [Анцыферова Л. И.], Интроспективный эксперимент и исследование мышления в Вюрцбургской школе, в кн.: Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах, М., 1966; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 12.
И. Н. Семёнов.

Вюрцбург    Вюрцбургская Школа    Вяжущие Вещества