Вводный Тон

Вводный Тон в Энциклопедическом словаре:
Вводный Тон - в музыке - звук, отстоящий на секунду вверх или вниз от Iступени лада и тяготеющий к ней. Особенно интенсивным тяготением обладаетнижний вводный тон, отстоящий от I ступени на полутон; он имеетдоминантовую функцию (см. Доминанта).

Значение слова Вводный Тон по словарю Брокгауза и Ефрона:
Вводный тон (Leitton — по-немецки, Note sensible — по-французски) — музыкальный термин, обозначающий ту ноту, которая вызывает в слушателе потребность перевести ее в соседнюю ноту. Нота со знаком повышения требует перехода в ноту на 1/2 тона вверх, со знаком понижения — перехода на 1/2 тона вниз. Вводный тон, или вводная нота идет на диатонический полутон, т. е. при котором вторая нота не имеет названия предыдущей, например: фа идет в соль, а не в fa , ми-бемоль идет в ре, а не в ми . В хроматической восходящей гамме семь вводных тонов, в нисходящей тоже семь. В диатонической гамме седьмая ступень считается верхним вводным звуком. Эта нота в восходящей гамме требует перехода на 1/2 тона вверх в тонику, или первую ступень гаммы. Вторая ступень называется нижним вводным тоном и в нисходящей гамме требует перехода вниз, в нижнюю соседнюю ступень, т. е. в тонику. Кроме того, многие теоретики считают четвертую ступень гаммы тоже вводным звуком, который в нисходящей гамме требует перехода на 1/2 тона вниз, в третью ступень. Значит, в гамме до ноты, си, ре и фа будут считаться вводными звуками, или вводными тонами. Из всех вводных тонов наибольшее значение имеет вводный тон седьмой ступени диатонической гаммы. Вводным аккордом называется всякий аккорд, который переводит (модулирует) из одного лада в новый лад. Преимущественно вводным аккордом считается доминантаккорд, заключающий в себе три вводных тона диатонической гаммы и разрешающийся в тоническое трезвучие. Например, доминантаккорд в ладу до — соль-си-ре-фа. Н. Соловьев.

Определение «Вводный Тон» по БСЭ:
Вводный тон (музыкальный)
звук, отстоящий на секунду вниз или вверх от I ступени Лада и тяготеющий к ней. Звук VII ступени, как прилегающий к I ступени снизу, называется нижним В. т., звук II ступени - соответственно верхним. В. т. обладает наиболее интенсивным мелодическим тяготением к I ступени как основному тону лада, особенно нижний В. т., отстоящий от I ступени на полутон. Такой В. т. встречается в натуральном мажоре, мелодическом и гармоническом миноре и в некоторых др. ладах. Обычно под В. т. подразумевают именно этот его тип. Нижний В. т. является терцией аккорда V ступени и имеет доминантовую функцию (см. Функции ладовые). При отклонении и модуляции В. т. может стать любая ступень лада, как диатоническая, так и хроматическая. Под
«вводнотонностью» часто понимают всякое направленное вверх острое полутоновое, малосекундовое тяготение. В эпоху романтизма происходит обогащение лада внутритональной вводнотонностью, связанной с альтерацией.
Ю. Н. Холопов.

Вводный    Вводный Тон    Ввоз