Венецианов

Венецианов в Энциклопедическом словаре:
Венецианов - Алексей Гаврилович (1780-1847) - российский живописец. Один изосновоположников бытового жанра в русской живописи (см. Венециановскаяшкола). Создал отмеченный чертами идеализации поэтический образкрестьянской жизни, тонко передал красоту русской природы (бытовые сцены,портреты-типы крестьян: ''На пашне'', 1820-е гг., ''Захарка'', 1825), впротивовес установкам АХ много писал с натуры. АлексейГаврилович СКАЯ ШКОЛА - группа российских живописцев 2-й четв.19 в., учеников А. Г. Венецианова (Н. С. Крылов, Е. Ф. Крендовский, Л. К.Плахов, Г. В. Сорока и др.). Представители венециановской школы споэтической непосредственностью изображали жизнь демократических круговобщества, писали городские и сельские пейзажи, интерьеры и натюрморты.

Определение слова «Венецианов» по БСЭ:
Венецианов - Алексей Гаврилович [7(18).2.1780, Москва, - 4(16).12.1847, с. Поддубье Тверской губернии], русский живописец, один из основоположников бытового жанра в русской живописи, академик петербургской АХ (1811). Учился у В. Л. Боровиковского, служил в Петербурге чиновником (с 1807). В ранний период писал интимные лирические портреты; некоторые из них своей эмоциональностью близки романтизму (портреты А. И. Бибикова, 1805-08, Русский музей, Ленинград, М. А. Фонвизина, пастель, 1812, Эрмитаж, Ленинград). В конце 1807 подготовил 4 офорта
(«Вельможа» и др.) для предпринятого им издания «Журнала карикатур на 1808 год в лицах» - первого в России иллюстративного юмористического листка, который был запрещен цензурой за сатиру на бюрократизм и развращенность чиновной знати. В период Отечественной войны 1812 выступил с карикатурами на французов и дворян-галломанов. Одновременно создал ряд жанровых рисунков, запечатлевших эпизоды городской уличной жизни и дворянского быта. С 1819, оставив службу, поселился в деревне Сафонково Тверской губернии, где стал писать сцены сельского быта и портреты-типы крестьян
(«Очищение свёклы», пастель, до 1822, «Гумно», около 1821-23, «Утро помещицы», 1823, «Спящий пастушок»., 1823-24, - все в Русском музее; «На пашне. Весна», 1820-е гг., «На жатве. Лето», 1820-е гг., «Голова старика-крестьянина», 1825, «Захарка», 1825, «Крестьянка с васильками», 1820-е гг., - все в Третьяковской галерее).
Темы и персонажи этих произведений, а также и сам метод их создания - путём углублённой работы с натуры - противоречили установкам АХ и сыграли решающую роль в становлении нового художественного направления, в основе которого лежало стремление к правдивому отражению жизни. Такая направленность интересов В. была связана с демократическими воззрениями передовой части русского общества периода 1810- 1820-х гг. Стремясь увидеть в действительности не только характерное, но и прекрасное, В. в своих картинах создаёт отмеченный чертами идеализации поэтический образ крестьянской жизни, воспевает красоту труда и природы.
Крестьян, изображенных В., отличают человеческое достоинство, благородство, простота; порой в их внешнем облике сохраняются черты той идеальной красоты, которую утверждал в искусстве классицизм. Лирический пейзаж, играющий значительную роль в картинах художника, тонко передаёт своеобразную прелесть среднерусской природы. Изображая человека в реальной жизненной среде, В. придавал также большое значение работе живописца на открытом воздухе. Это позволило ему высветлить палитру, сделать её способной передавать оттенки цвета при рассеянном дневном освещении. С 1830-х гг., в сложной обстановке нарастающих социальных противоречий русской жизни, творчество В. постепенно утрачивает передовой характер. Большую роль сыграла педагогическая деятельность В. (см. Венециановская школа).
Лит.: Савинов А. Н., А. Г. Венецианов. Жизнь и творчество, М., 1955; Алексеева Т. В., Венецианов и развитие бытового жанра, в кн.: История русского искусства, т. 8, кн. 1, М., 1963, с. 546-98.
М. М. Ракова.
А. Г. Венецианов.

А. Г. Венецианов. «Крестьянская девушка с телёнком». 1829(?). Третьяковская галерея. Москва.

А. Г. Венецианов. «На пашне. Весна». 1820-е гг. Третьяковская галерея. Москва.

А. Г. Венецианов. «Гумно». Около 1821-23. Русский музей. Ленинград.

Венец    Венецианов    Венецианская Школа