Винт

Значение слова Винт по Ефремовой:
Винт - 1. Стержень со спиральной нарезкой, служащий для крепления, соединения деталей, частей чего-л.
2. Приспособление в виде лопастей, предназначенное для приведения в движение морского, речного, воздушного судна.


Карточная игра, представляющая собою соединение виста с преферансом.

Значение слова Винт по Ожегову:
Винт - Приспособление для приведения в движение судна, самолета, вертолета - лопаст и на вращающейся оси


Винт Крепежное приспособление-стержень со спиральной нарезкой
Винт Карточной игры

Винт в Энциклопедическом словаре:
Винт - -(польск. gwint, от нем. Gewinde - нарезка, резьба), 1) крепежнаядеталь - стержень с головкой (обычно имеет шлиц под отвертку) и резьбой.2) Винт ходовой - ведущее звено в винтовой передаче. 3) Винт лопастной(воздушный, гребной) - вал с винтовыми лопастями, обеспечивающий движениесамолета, вертолета, судна.

Значение слова Винт по словарю Ушакова:
ВИНТ, винта, м. (красноармейск. арго). Винтовка. Ударь ее из винта. Бабель.


ВИНТ, винта, м. (нем. Gewinde). 1. Стержень со спиральной нарезкой. Завинтить винт. 2. Приспособление для приведения в движение судна или самолета, состоящее из лопастей, укрепленных на вращающейся оси (спец.). Пароходный винт. Винт аэроплана называется пропеллером. 3. только ед. Род карточной игры. Играть в винт. Дать винта (простореч. из воровского арго) - удрать, спастись бегством .

Значение слова Винт по словарю Даля:
Винт
м. шуруп, округлый гвоздь, нарезанный винтом, спиралью, обвоем, который не забивается, а ввертывается, ввинчивается в нарезную же дыру или гнездо, либо прямо, особ. в дерево, а иногда пропускается насквозь в простую дыру, с наверткой на кончик его

Значение слова Винт по словарю Брокгауза и Ефрона:
Винт (или шуруп) и гайка (Vis, Schraube, screw; ecrou, Schraubenmutter, nut). Разнообразные применения В. в прикладной механике и строительном деле обусловлены не одними только свойствами винтового движения, но и тем, что две тождественные винтовые поверхности совпадают всеми своими точками, когда совмещены их оси и еще какая-либо пара их точек. В практике употребляются В. с треугольною или квадратною нарезкою (рис. 2 и 3 табл. "Винт и Винторезные инструменты"); обыкновенно винтовая нарезка бывает "правая", т. е. В. ввинчивается в гайку, когда его вертят слева направо. "Левая" винтовая нарезка встречается очень редко; напр., берут правую и левую нарезку, когда В. должен при вращении сближать две гайки зараз, как в вагонных сцеплениях, а также на осях повозок: здесь каждое колесо своим вращением должно стремиться завернуть гайку крепче. Когда шаг В. и его подъем очень велики, винтовую нарезку делают в две, три или даже более " ниток", иначе она выходит слишком глубока, если придадут достаточную величину поверхности соприкосновения В. и Г. Генрих Модсли (Henry Maudslay) первый много потрудился над изготовлением правильных винтов, но только в 1841 г. благодаря трудам Витворта была установлена и вошла в употребление в Англии и на континенте система винтовых нарезок, известная под его именем. В сечении, проходящем чрез ось, нарезка Витворта представляется в виде ряда равнобедренных треугольных зубцов (черт. 4) с углом при вершине γ = 55°. Кромки нарезок В. и Г. срезаны и закруглены, так что действительная глубина ее t0 составляет только две трети той глубины t, которая получилась бы, если бы нарезки были сделаны острыми. Эта глубина t = 0,64 h, где h есть шаг В. Для квадратной нарезки делают действительную глубину равною 19/40 шага, а этот последний берут вдвое больше, чем для В. с треугольной нарезкою при том же диаметре. Зависимость между диаметром d готового В. и шагом его h выражается в системе Витворта (с точностью до сотых долей мм) формулою: h = 0,08d + 0,04 дюйма. Система Витворта составлена для английских линейных мер, для d, возрастающих от 1/8 до 6 дюймов через промежутки в целые числа тридцать вторых частей дюйма; во Франции в ходу несколько своих систем, из которых система, предложенная Дюкоменом (Ducomun), начинает вытеснять другие. В Америке в употреблении система Селлерса (Sellers, рис. 5). У Селлерса угол γ нарезок равен 60°, причем глубина t их выходит равною шагу h. Нарезки просто притуплены цилиндрическою поверхностью на одну восьмую t, т. е. действительная глубина t 0 = 3/4t. h = 0,1d + 0,025 дюйма. Благодаря более простой форме нарезок легче получить в разных мастерских винты тождественной формы по Селлерсу, чем по Витворту. Для соединения газовых труб Витворт предложил другую систему нарезок, менее глубокую, чтобы она не слишком ослабляла стенки трубок. Несмотря на выгоды одной общепринятой системы, она еще не установилась для маленьких В., употребляемых в физических приборах, телеграфных аппаратах и пр. В кинематическом отношении движение винта в гайке вполне определяется уравнением W/ω = h/2 π, т. е. скорость W поступательного движения В. вдоль его оси так относится к угловой скорости ω его вращения, как шаг h к 2π, длине окружности радиуса, равного единице, т. е. при повороте на некоторое число оборотов или частей оборота В. подвинется относительно гайки на такое же число шагов или частей шага. Из той же формулы явствует механическое условие равновесия сил, приложенных к винту. Назовем Q 0 сопротивление (напр. груз, поднимаемый винтом), действующее вдоль оси В.: точка приложения этой силы проходит во время полного оборота путь, равный h, шагу В. Если сила Р, вращающая В. с постоянною скоростью, действует на плечо l, то ее точка приложения описывает путь 2πl, и можно будет написать равенство: Q0h = 2 πlP, или P/Q 0 = h/2 π l (равенство работы силы и работы сопротивления). То же соотношение между силою и сопротивлением будет существовать и при равновесии. Если сила Р 0 приложена к самой окружности В., т. е. когда l = d/2, радиусу самой винтовой линии, то h/π d = tg α, тангенсу угла подъема В.; тогда: P0/Q0 = tg α. Как бы ни были пригнаны винты и гайка, некоторый зазор между ними необходим, иначе "гайка станет заедать" винт, трение так сильно возрастет, что винт отломится. Мертвый ход, неизбежный при зазоре, часто бывает очень вреден, особенно в измерительных приборах; при перемене направления его вращения гайка остается несколько времени неподвижною. Устранить мертвый ход можно или разрезывая гайку и заставляя ее части плотно прилегать к винту под действием достаточно сильной пружины, или же прилагая к винту вдоль его оси достаточную силу, постоянную по направлению. Первый способ можно с успехом применить только для треугольной нарезки (см. Делительная машина и Микрометры). Не принятое здесь в расчет трение между В. и гайкою бывает очень значительным; при движении и величины сил трения, и точки приложения их будут постоянно меняться. Можно принять, что в среднем равнодействующая всех сил трения приложена в одной точке винтовой линии, проведенной на цилиндре диаметра 2r, арифметически среднего между внутренним и наружным диаметром нарезок данного винта, и что она следует общим законам трения (см. Трение). Будем искать силу Р, приложенную на том же расстоянии r от оси, как и сила трения, и уравновешивающую силу Q, действующую вдоль оси. Составляющая силы Р будет Pcosα (α есть уклон винтовой линии), составляющая сопротивления Q, направленная в обратную сторону, будет Qsinα; сила трения будет равна тангенсу угла трения, помноженному на сумму составляющих Р и Q, направленных перпендикулярно к этой касательной, т. е. будет равна tgφ (Psin α + Qcos α). По направлению сила эта будет противоположна Pcosα, когда движение совершается в сторону действия этой силы, и одного с нею направления, если движение совершается обратно, под влиянием Q. В первом случае будем иметь: Pcos α — tg φ (PSin α + Qcos α) — Qsin α = 0 откуда: P/Q = (sinα + tg φ cos α)/(cos α — tg α sin α) = tg(α + φ). Это значит, что в случае перевеса силы, вращающей винт подъема α, при угле трения φ, условия равновесия будут те же, что для винта с подъемом α + φ, действующего без трения. Для движения в сторону силы, действующей вдоль оси винта, получим: Р/Q = tg(α — φ). Когда φ = α, P=0, движение В. не начнется от давления вдоль оси. Возможно движение под влиянием Q только при подъеме большем, чем угол трения (см. Дрель и Прессы). Обыкновенно В. приводится в движение силою Р, которая вращает его около оси; в этом случае полезное действие будет: P0/P = tg α /[tg(α + φ)] В В. с треугольною нарезкою давление, производящее трение, выходит больше, чем в В. с квадратною нарезкою. Поэтому для скреплений употребляют преимущественно треугольную нарезку, а для винтов, приводящих в движение разные части машин, — предпочитают нарезку квадратную. В небольших предметах гайки скрепляющих винтов нарезываются обыкновенно в одной из скрепляемых частей, а винт снабжается "головкой" более толстой, чем его тело, с разрезом для отвертки или дырочками для круглого стержня, которым можно завертывать винт сбоку. Иногда головка делается конической снизу, например, в обыкновенных В. для ввинчивания в дерево, или "шурупах", в котором они сами вырезывают себе гайку. В больших же машинах и сооружениях В. для скрепления употребляются почти исключительно в виде "болтов", имеющих свою отдельную гайку и проходящих через сквозные отверстия, просверленные в скрепляемых частях (рис. 6). Гайка обыкновенно делается шестигранная; если диаметр болта назовем через d, то диаметр гайки от ребра до ребра будет 1,75d + 0,4 см, а высота ее вдоль оси В. равна диаметру болта d. Головка болта делается такой же формы, как гайка, но толщиною только в 1/2 d. При таких размерах сила, необходимая для разрыва В., приблизительно равна силе, необходимой для сорвания нарезок, и заставит болт проскочить через гайку. Гайка завертывается плотно помощью гаечного ключа; при ключе достаточных размеров можно одним завинчиванием разорвать любой болт, в особенности для диаметров, не превышающих 2 сантим. Поэтому практики допускают для болтов гораздо меньшую нагрузку на единицу поверхности их поперечного сечения, чем в разных сооружениях из того же металла. Так называемая прочная нагрузка f для железа, подвергаемого растяжению, в обыкновенных случаях принимается в 731 килогр. на квадратный сантим. сечения; для болтов, не подвергнутых натяжению при завинчивании, f = 422 килог.; и для обыкновенных, сильно завинченных болтов, f = 280 килогр., а для болтов, соединяющих части паровых котлов и труб, которые завинчиваются изо всей силы, f принимается только в 110 кгрм. Для В. с треугольною нарезкою d=0,l39 сантим. + 1,285 . Для В. с квадратною нарезкою d=0,216 сантиметр. + 1,361 . Здесь Q — "полезное усилие", растягивающее болт, т. е. та сила, которой он должен сопротивляться сверх усилия, производимого завинчиванием гайки, выражая в килограммах, a f — прочная нагрузка в килограммах на квадратный сантиметр. В. Лермантов.

Определение слова «Винт» по БСЭ:
Винт (от нем. Gewinde - нарезка, резьба, через польск, gwint)
деталь машины цилиндрической, реже конической, формы с винтовой поверхностью или деталь с винтовыми лопастями. Различают группы В.: непосредственно взаимодействующие с внешней, или рабочей, средой и взаимодействующие с резьбовым отверстием другой детали. К первой группе относятся В. для получения вращательного движения от перемещающихся газов и жидкостей, например в ветродвигателе; для получения тяговой силы, например Воздушный винт на самолётах, гребной винт на судах; для перемещения газов, жидкостей, а также вязких, сыпучих и кусковых материалов, иногда с образованием в них давления и перемешиванием, например в вентиляторах, насосах, винтовых конвейерах, шнековых прессах, смесителях и т.п. Ко второй группе относятся ходовые, силовые, микрометрические, крепёжные, установочные и др. В.
В. ходовой - основная деталь винтового механизма в станках и машинах для прямолинейного перемещения узлов и деталей (суппортов, столов и др.) по направляющим. Ходовые В. имеют, как правило, резьбу трапецеидального, реже прямоугольного, треугольного или специального профиля для навинчивания гайки.
В. силовой - основная деталь винтовой передачи, предназначенной для получения больших осевых усилий в прессах, печных толкателях, домкратах (грузовой В.) и т.д. Силовые В. имеют обычно трапецеидальную или упорную резьбу, реже прямоугольную. Короткие силовые В. (например, в домкратах) работают на сжатие, при расчёте их проверяют на прочность и продольный изгиб. Длинные силовые В. работают на растяжение, их проверяют на прочность.
В. микрометрический имеет точную резьбу с малым шагом, применяется в измерительных машинах, приборах и Инструментах (например, в Микрометре).
В. крепёжный - основная деталь разъёмного винтового соединения, стержень с резьбой на одном конце и головкой на другом. Крепёжный В. для металла и других твёрдых материалов чаще всего имеет цилиндрическую резьбу треугольного профиля. Неответственные крепёжные В. малого диаметра (до 8 мм) выполняются также самонарезающими с коническим участком резьбы неполного профиля на конце. Такой В. при ввинчивании в гладкое отверстие выдавливает (в мягких металлах) или нарезает (в пластмассах и твёрдых металлах) резьбу. Крепёжный В. для деревянных деталей, или Шуруп, имеет на конце конический участок резьбы. Головка В. служит для прижатия соединяемых деталей и захвата В. отвёрткой, гаечным ключом и т.д. Распространены стандартные крепёжные В. с шестигранной, квадратной и другими головками (рис. 1).
В. установочный применяется обычно для точной фиксации геодезических и других приборов, а также как крепёжный в винтовых соединениях. Установочные В. отличаются формой головки и нажимного конца (рис. 2, 3).
Н. Я. Ниберг.
Рис. 1. Распространённые формы головок крепёжных винтов: а - шестигранная; б - квадратная (четырёхгранная); в - цилиндрическая с накаткой; г - цилиндрическая с шестигранным углублением под ключ; д - цилиндрическая с прямым шлицем под отвертку; е и ж - полукруглые с прямым и крестообразным шлицем под отвёртку.

Рис. 2. Распространенные формы головок установочных винтов: а - цилиндрическая; б - шестигранная; в - четырехгранная; г - то же, с буртиком; д - шлицевая; е - с шестигранным углублением под ключ.

Рис. 3. Распространенные формы нажимных концов установочных винтов: а - плоский; б - закругленный; в - сверленый; г - цилиндрический; д - ступенчатый; е - конический; ж - конический фиксирующий.

Винский    Винт    Винтем