Виньола

Виньола в Энциклопедическом словаре:
Виньола - (Vignola) (наст. фам. Бароцци - Barozzi) Джакомо да (1507-73),итальянский архитектор. Дворцы (Фарнезе в Капрароле, 1558-73), виллы (папыЮлия III в Риме, 1550-55), церкви (Иль Джезу в Риме, 1568-84) сочетаютпринципы архитектуры Возрождения с элементами барокко и классицизма.Теоретик архитектуры (''Правило пяти ордеров архитектуры'', 1562).

Определение слова «Виньола» по БСЭ:
Виньола (Vignola)
(настоящая фамилия Бароцци, Barozzi) Джакомо да (1.10.1507, Виньола, Эмилия-Романья, - 7.7.1573, Рим), итальянский архитектор. Представитель Позднего Возрождения. В. учился в Риме с 1534 у Б. Перуцци и А. да Сангалло Младшего, работал в Римме, во Франции (1541-43) и в Болонье (1543-73). Крупный теоретик, автор классического трактата
«Правило пяти ордеров архитектуры» (1562, рус. пер. 1939). В своём творчестве В. стремился к торжественной монументальности облика зданий, к развитию пространственной композиции в глубину, к обогащению традиционных схем планировки дворца, виллы, церкви. В. построил первую овальную в плане церковь Сант-Андреа на Виа Фламиниа в Риме (1555), окончил мощный пятигранный в плане дворец Фарнезе в Капрароле, близ Витербо (1558-73), создав посредине величественный круглый двор. Образцом для многих храмов барокко послужила главная церковь иезуитского ордена Иль Джезу в Риме (1568-84), где подчеркнуто значение главного нефа и ярко освещенного средокрестия, а ярусы фасада (осуществлён с изменениями в 1575 Дж. делла Порта) композиционно связаны волютами и фронтонами. Цельность пространственной организации отличает и построенную В. виллу Юлия III в Риме (1550-55) с её осевой композицией, эффектными полукружиями дворового фасада и лестниц углублённого в землю среднего двора, служащего центром ансамбля.
Лит.: Всеобщая история архитектуры, т. 5, М., 1967, с. 230-38; Casotti М. W., Il Vignola, v. 1-2, Trieste, 1960.
Дж. да Виньола. Дворец Фарнезе в Капрароле. Окончен в 1573. Аксонометрия.

Виньи    Виньола    Винья-Дель-Мар