Ван Дейк

Ван Дейк в Энциклопедическом словаре:
Ван Дейк - (Dyck - van) Антонис (1599-1641), фламандский живописец. Работалтакже в Италии и Англии. Ученик П. П. Рубенса. Виртуозные по живописи,сдержанные по колориту парадные аристократические и интимные портреты(''Карл I на охоте'', 1633; портрет Г. Бентивольо, ок. 1623) замечательнытонким психологизмом и благородной одухотворенностью; религиозные имифологические композиции в духе барокко. (Van Dyck, Dijk)Антонис, (22 марта 1599, Антверпен - 9 декабря 1641, Лондон), фламандскийхудожник, один из создателей парадного аристократического портрета 17в.Отличаясь рано проявившейся одаренностью, завидной работоспособностью ивызывавшей восхищение современников ''легкостью'' руки, Ван Дейк создалмножество картин на религиозные и мифологические сюжеты, пользовавшихсяповышенным спросом у церковных и светских заказчиков. Однако подлинным егопризванием стало искусство портрета. Сын антверпенского купца, человек посвоей натуре мятущийся, сумасбродный и честолюбивый, Ван Дейк тяготел кроскоши, к королевским дворам, к жизни аристократов. Персонажи егопарадных портретов отличаются внутренним благородством и аристократическойутонченностью и вместе с тем живой характерностью.Ранний антверпенскийпериод В 10-летнем возрасте Ван Дейк был отдан в обучение к антверпенскомуживописцу Х. ван Балену, а в 1618 принят в гильдию живописцев св. Луки.Работая в мастерской Рубенса, он с 1617 стал сотрудничать с ним ввыполнении некоторых заказов, уже в своих ранних произведениях стремилсяотойти от прямого подражания приемам прославленного учителя и достичьболее самостоятельных живописных решений (''Пьяный Силен'', ок. 1618-20,Королевский музей изящных искусств, Брюссель; Картинная галерея, Дрезден;''Самсон и Далила'', ок. 1620, Картинная галерея Далвичского колледжа,Лондон; ''Св. Мартин и нищие'', ок. 1620-21, Завентам, приходская церковь;Виндзор, королевский замок).Портреты раннего антверпенского периода,запечатлевшие знатных горожан, их семьи, художников с женами и детьми,отмечены строгой простотой, сердечностью (''Семейный портрет'', между 1618 и1619, Эрмитаж; Корнелиса ван Геста, антверпенского мецената, друга изаказчика Рубенса, ок.1620, Национальная галерея, Лондон; живописца ФрансаСнейдерса и его жены Маргариты де Вос, собрание Фрик, Нью-Йорк; ИзабеллыБрант, жены Рубенса, ок. 1620-21, Национальная галерея,Вашингтон).Итальянский период В 1621-27 Ван Дейк посетил Италию.Пребывание его в Генуе, Риме, Венеции, Милане, Палермо сопровождалосьактивным изучением итальянской живописи, особенно Тициана, и сталотриумфальным этапом в развитии его портретного искусства. Внешняяпредставительность сочетается с внутренней одухотворенностью в портретеученого и дипломата кардинала Гвидо Бентивольо (ок. 1623-24, галереяПитти, Флоренция).Поселившись с 1624 в Генуе, художник становитсяпопулярным портретистом крупнейших аристократических семейств города. Онсоздает блестящие обстановочные портреты-картины, в которых надменныестарцы, благородные кавалеры, стройные женщины в тяжелых, богатых платьяхс длинными шлейфами представлены во весь рост на фоне пурпурных драпировоки массивных колонн роскошных генуэзских дворцов (''Маркиза УленаГримальди'', Национальная галерея, Вашингтон; ''Паола Адорно, маркизаБриньоле Сале'', собрание Фрика, Нью-Йорк; ''Паола Адорно с сыном'',Национальная галерея, Вашингтон; ''Конный портрет Антонио Джулио БриньолеСале'', Палаццо Россо, Генуя; ''Маркиза Бальбиани'', Метрополитен-музей;''Семейство Ломеллини'', Национальная галерея, Эдинбург; ''Старый сенатор'',''Супруга старого сенатора'', Картинная галерея Берлин-Далем).Второйантверпенский период (1627-1632) В этот период, совпавший с временемзарубежной дипломатической деятельности Рубенса, Ван Дейк практическистановится первым художником Фландрии; он назначен одним из придворныхживописцев испанской наместницы Изабеллы. Мастерски исполненные крупныеалтарные образы для различных церквей и картины на мифологические сюжетысочетают традиции Рубенса и влияние Тициана. Каноны барочной композицииотступают подчас перед образом лирического плана, подчиняющим всеизобразительные средства (''Отдых на пути в Египет'', начало 1630-х гг.,Старая пинакотека, Мюнхен). Более декоративна написанная на этот же сюжеткартина из Эрмитажа, обычно известная как ''Мадонна с куропатками'' (начало1630-х гг.). Однако в зрелом творчестве Ван Дейка по-прежнему присутствуютпортреты. Среди них парадное изображение вдовствующей эрцгерцогиниИзабеллы в одеянии ордена св. Клары (ок. 1628, Музей истории искусств,Вена), Хендрика ван дер Берга, фельдмаршала испанских войск в Нидерландах(ок. 1628, Прадо), представителей знатных семейств Фландрии и Брабанта(портрет Марии Луизы де Тассис, галерея Лихтенштейн, Вадуц), сановников ибюргеров, и менее парадные, но полные естественной жизненности портретыдрузей и знакомых, в первую очередь собратьев по искусству - фламандскиххудожников Гаспара де Крайера (там же), Хендрика Снайерса (Стараяпинакотека, Мюнхен), Мартина Рейкарта (Прадо), филолога и издателя Яна вандер Ваутера (Музей изобразительных искусств, Москва), иезуита и географаЖана Шарля де ла Фай (1624, Королевский музей изящных искусств, Брюссель).В многочисленных автопортретах Ван Дейк создает романтизированный образхудожника - баловня судьбы.Разнообразие характеристик присуще и офортам,составившим изданную в 1627 ''Иконографию'' - сборник офортов-портретовизвестных современников (из 100 изображений мастером собственноручносделано 16, для остальных он давал предварительные эскизы).Английскийпериод В 1632 по приглашению короля Карла I Ван Дейк уезжает в Англию,становится ''главным живописцем на службе их величеств'', получаетдворянский титул и золотую цепь рыцаря. Мечты его сбываются. Незадолго досмерти, благодаря браку с Мери Рутвен, молодой фрейлиной королевы, ВанДейк входит в ряды английской аристократии. Он пишет множество портретовкороля, королевы и их детей; чести позировать ему добивается все высшееобщество.В многочисленных портретах (Филиппа Уортона, 1632,Метрополитен-музей; Томаса Уортона, конец 1630-х гг., Эрмитаж; ДжорджаДигби и Уильяма Рассела, ок. 1637, собрание Спенсера, Олторп; АртураГудвина, 1639, собрание герцога Девонширского, Дербишир), воссоздающихатмосферу английского двора, высокий аристократизм образов сочетается с ихэмоциональной утонченностью. Оригинальностью замысла отличается портретКарла I (ок. 1635, Лувр): принципы парадного изображения выявлены здеськак бы смягченно, в более интимном истолковании, король изображен на фонепейзажа в изящно-небрежной позе, позади слуга держит породистого коня.Однако в целом парадный портрет английского периода приобретает чертыхолодной представительности, внешней декоративности, в нем появляютсясимволические и аллегорические аксессуары.По словам французского писателяРоже де Пиля, ''Ван Дейк создал невероятное количество портретов, надкоторыми первое время трудился с большим тщанием, но мало-помалу сталторопиться и писать наспех''. На основании рассказа приятеля Ван Дейкакельнского банкира Эберхарда Ябаха известно, что он работал наднесколькими портретами, уделяя заказчику в день не более часа и оставляяисполнение одежды, рук, аксессуаров, фона своим помощникам.В Антверпене.Последние годы жизни Во время своей работы при английском дворе он дваждывозвращался в Антверпен, писал там портреты официальных лиц, получил отантверпенской гильдии звание ''почетного декана'', которого ранее былудостоен только Рубенс, а после смерти Рубенса в 1640 пытался завершитьего большие исторические картины для испанского короля Филиппа IV. Впоследние годы жизни Ван Дейк был захвачен честолюбивыми проектамикрупномасштабных декоративных работ - циклом шпалер для дворца Уайтхолл вЛондоне, росписями главных галерей Лувра, для чего совершил две поездки вПариж. Однако, потерпев неудачу в этих замыслах, больной художник вернулсяв Лондон и вскоре умер. По его завещанию он похоронен в лондонском соборесв. Павла. Литература:Варшавская М. Я.: Ван Дейк. Картины в Эрмитаже. Л.,1963.Смольская Н. Ф. Антонис Ван Дейк. М.; Л., 1963.Грицай Н. И. АнтонисВан Дейк. М., 1979.Браун К. Ван Дейк: Пер. с англ. М., 1987.Larsen E. LOpera Completa di van Dyck. Milano, 1980. V. 2.Т. П. КаптереваВАН ДОНГЕН (van Dongen) Кис (1877-1968) - французский художник. Попроисхождению голландец. Примыкая к фовизму, в 1900-е гг. прославилсятемпераментными, красочными полотнами с изображением танцовщиц, дамполусвета, женскими портретами.

Определение «Ван Дейк» по БСЭ:
Ван Дейк (van Dyck)
Антонис (22.3.1599, Антверпен, - 9.12.1641, Лондон), фламандский живописец. Сын богатого торговца тканями. С 1609 учился у Х. ван Валена, в 1615-16 уже имел собственную мастерскую, где вместе с др. молодыми художниками выполнил серию «Головы апостолов».
С юных лет В. Д. обратился к портретной живописи (портрет Я. Вермёлена, 1616, Государственный музей, Вадуц). Писал также картины на религиозные и мифологические сюжеты («Распятие св. Петра», около 1615-1617, Музей старинного искусства, Брюссель; «Юпитер и Антиопа», около 1617-18, Музей изящных искусств, Гент).
Около 1618-20 работал помощником у П. П. Рубенса, испытав сильное влияние его полнокровной, сочной живописной манеры. Варьируя выработанные Рубенсом образы и приёмы, В. Д. в то же время придавал героям своих картин более изящный, подчас индивидуализированный облик
(«Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист», 1618, Картинная галерея, Берлин-Далем). В конце 1620 - начале 1621 В. Д. работал при дворе английского короля Якова I, а затем вернулся в Антверпен. В произведениях этого периода определились стремление художника к одухотворённому изяществу и благородству образов, его чуткость к неповторимым особенностям эмоциональной и интеллектуальной жизни человека. С конца 1621 В. Д. жил в Италии (главным образом в Генуе). В это время он вырабатывает и доводит до совершенства тип парадного портрета Барокко, в котором активную роль играют поза, осанка и жест человека (портрет кардинала Г. Бентивольо, около 1623, Палаццо Питти, Флоренция). Знакомство с колористическими достижениями венецианской школы сказалось в галерее блестящих парадных портретов генуэзской знати, поражающих великолепием композиции, красотой глубоких тёмных тонов, торжественностью фона и аксессуаров (парные портреты - старого генуэзца и его жены, Картинная галерея, Берлин-Далем, маркиза А. Дж. Бриньоле-Сале и его жены Паолины Адорно, Галерея Палаццо Россо, Генуя; портрет дамы с девочкой, Музей старинного искусства, Брюссель).
В то же время В. Д. создал остро выразительные образы людей высокого интеллекта и творческой одарённости (портрет скульптора Ф. Дюкенуа, около 1622, Музей старинного искусства, Брюссель; мужской портрет, около 1623, Эрмитаж, Ленинград). С конца 1627 до 1632 В. Д. снова жил в Антверпене, в 1630 стал придворным художником эрцгерцогини Изабеллы. Это период высшего творческого подъёма В. Д., когда ему удалось в парадных портретах наиболее органично соединить индивидуальную психологическую характеристику с торжественной представительностью образа (портрет Марии Луизы де Тассис, Галерея Лихтенштейн, Вена), а в интимных портретах (живописца П. Снайерса, Старая пинакотека, Мюнхен; серия офортов «Иконография»)
раскрыть богатство духовной жизни своих современников. Более однообразны, хотя иногда очень эффектны, религиозные и мифологические композиции («Мадонна дель Розарио», начата в 1624, Ораторий дель Розарио, Палермо; «Отдых на пути в Египет», конец 1620-х гг., Старая пинакотека, Мюнхен).
С 1632 В. Д. работал в Лондоне как придворный художник Карла I, исполнял многочисленные портреты короля («Карл I на охоте», около 1635, Лувр, Париж), его семьи
(«Дети Карла I», 1637, Виндзорский замок) и знати (портреты Ф. Уортона, Национальная галерея искусства, Вашингтон, Дж. Стюарта, Метрополитен-музей, Нью-Йорк); он акцентировал изысканность поз и красочных гармоний, аристократизм английского дворянства, понятый как проявление утончённой духовной культуры. В последних работах В. Д. изящество и элегантность становятся навязчивым, самодовлеющим приёмом характеристики, а в колорите появляются сухость и пестрота; парадный аристократический портрет приходит к условному и безличному стандарту, который вскоре воцарился в придворном искусстве многих стран.
Лит.: Лисенков Е. Г., Ван Дейк, Л., 1926; [Смольская Н. Ф.], Антонис ван Дейк, М. - Л., 1963; Glьck G., Antonis van Dyck. Des Meisters Gemдlde, 2 Aufl., Stuttg. - B., 1931; Puyvelde L. van. Van Dyck, Brux. - Arnst., 1950.
Т. А. Седова.
А. ван Дейк. Автопортрет (фрагмент). 1620-е гг. Эрмитаж. Ленинград.

А. ван Дейк. Портрет Яна ван ден Вауэра. 1620-е гг. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

Ван Дамм    Ван Дейк    Ван Лин Гуань