Волюнтаризм

Значение слова Волюнтаризм по Ефремовой:
Волюнтаризм - 1. Идеалистическое направление в философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества.
2. Признание воли - а не разума - решающим фактором психической жизни (в психологии).


Субъективистские решения, игнорирующие объективно существующие условия и закономерности развития чего-л. (в политике и общественной жизни).

Значение слова Волюнтаризм по Ожегову:
Волюнтаризм - Направление в идеалистической философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества, отрицающее объективную закономерность и необходимость


Волюнтаризм Субъективистские произвольные решения, игнорирующие объективно существующие условия и закономерности

Волюнтаризм в Энциклопедическом словаре:
Волюнтаризм - (от лат. voluntas - воля; термин введен Ф. Теннисом в 1883)-...1) направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшегопринципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, ИоаннаДунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформилось уШопенгауэра....2) Деятельность, не считающаяся с объективными условиями,характеризующаяся произвольными решениями осуществляющих ее лиц.

Значение слова Волюнтаризм по Психологическому словарю:
Волюнтаризм - Волюнтаризм (от лат. voluntas - воля) - направление в философии и психологии. Характеризуется положением в основу миропонимания процессов воли - , которые могут противопоставляться разуму и объективным законам природы и общества. Волюнтаризм в психологии проявляется как утверждение воли в качестве первичной способности, обусловленной только субъектом и определяющей все другие психические процессы и явления (В. Вундт - , У. Джемс - , Н. Лосский).

Значение слова Волюнтаризм по словарю Ушакова:
ВОЛЮНТАРИЗМ, волюнтаризма, мн. нет, м. (от латин. voluntarius - волевой). 1. Направление идеалистической философии, признающее волю основой действительности, всего существующего (филос). 2. Направление психологии, рассматривающее волю, как главный фактор психической жизни (псих.).

Значение слова Волюнтаризм по словарю Брокгауза и Ефрона:
Волюнтаризмучение, противоположное интеллектуализму. В. состоит в утверждении, что реальность в последней инстанции есть нечто тожественное или родственное с волею. Христианство способствовало возникновению этого учения, ценя волю выше интеллекта. Блаженный Августинпервый представитель В. В средние века Дунс Скот и Вильгельм Оккамский были волюнтаристами. Кант своим учением о примате практического разума перед теоретическим дал толчок В. После Канта В. развивался в двух направлениях: в первом он принял более рациональный, во втором — антирациональный характер. Фихте-старший — представитель первого: для него деятельность сознания есть источник бытия. Шопенгауэр — представитель второго. Он волю противополагает разуму; воля у него слепое начало. Новейшая форма В. принадлежит Вундту; у него В. принимает эмпирическую форму. Вундт старается по возможности устранить метафизическую сторону. См. Н. Лосский, "Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма" (СПб., 1903).

Определение слова «Волюнтаризм» по БСЭ:
Волюнтаризм (от лат. voluntas - воля; термин введён Ф. Тённисом (См. Теннис) в 1883)
идеалистическое направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Выдвигая в духовном бытии на первый план волю, В. противостоит интеллектуализму (или Рационализму) - идеалистическим философским системам, которые считают основой сущего интеллект, разум.
Элементы В. имелись уже в философии Августина, видевшего в воле основу всех других духовных процессов, и Дунса Скота с его подчёркиванием примата воли перед интеллектом (voluntas est superior intellectu - «воля выше мышления»). Предпосылкой новейшего В. явилось учение И. Канта о примате практического разума: хотя существование свободной воли нельзя, по Канту, теоретически ни доказать, ни опровергнуть, практический разум требует постулировать свободу воли, ибо иначе нравственный закон потерял бы всякий смысл. Исходя из этого, И. Г. Фихте видел в воле основу личности, а в волевой деятельности Я - абсолютный творческий принцип бытия, источник духовного самопорождения мира. При этом воля у Фихте (как и у Канта, а также последующих представителей немецкой классической философии - Ф. В. Шеллинга и Г. Гегеля) является разумной по своей природе, источником осуществления нравственного начала. В противоположность этому А. Шопенгауэр, в философии которого В. впервые оформляется как самостоятельное направление, даёт иррационалистическую трактовку воли (см. Иррационализм) как слепого, неразумного, бесцельно действующего первоначала мира. Кантовскую
«вещь в себе» Шопенгауэр истолковывает как волю, проявляющуюся на различных ступенях объективации; сознанию и интеллекту Шопенгауэр отводит роль одного из вторичных проявлений воли. У Шопенгауэра, как и у Э. Гартмана, В. тесно связан с пессимизмом, представлением о бессмысленности мирового процесса, имеющего своим источником бессознательную и слепую волю. Волюнтаристические идеи Шопенгауэра явились одним из источников философии Ф. Ницше. См. также Воля.
Термин «В.» употребляется также для характеристики социально-политической практики, не считающейся с объективными законами исторического процесса и руководствующейся субъективными желаниями и произвольными решениями осуществляющих её лиц. См. Субъективизм.
Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1969, с. 111-12; Knauer R., Der Voluntarismus, B., 1907; Marcus J., Intellektualismus und Voluntarismus in der modernen Philosophie, Dьsseldorf, 1918.

Волюморецепторы    Волюнтаризм    Волюнтаризм Экономический