Вагнер
Вагнер в Энциклопедическом словаре:
Вагнер - (Wagner) Адольф (1835-1917) - немецкий экономист. Испытал влияниеидей исторической школы; считал, что правовые отношения играютопределяющую роль в хозяйственной жизни.
Рихард (1813-83) -
немецкий композитор, дирижер, музыкальныйписатель.
Реформатор оперного искусства. В опере-драме осуществил синтезфилософско-поэтического и музыкального начал. В произведениях это нашловыражение в
развитой системе лейтмотивов, вокально-симфоническом стилемышления.
Новатор в области гармонии и оркестровки. Большинствомузыкальных драм основано на мифологических сюжетах (собственныелибретто). Оперы: ''Риенци'' (1840),
''Летучий голландец'' (1841), ''Тангейзер''(1845), ''Лоэнгрин'' (1848), ''Тристан и Изольда'' (1859), ''Нюрнбергскиемейстерзингеры'' (1867), ''Парсифаль'' (1882);
тетралогия ''Кольцо нибелунга''-
''Золото Рейна'', ''Валькирия'', ''Зигфрид'',
''Гибель богов'' (1854-74).Публицистические и музыкально-эстетические работы:
''Искусство иреволюция'', ''Художественное
произведение будущего'' (1848),
''Опера и драма''(1851) и др.
(Wagner)
Отто (1841-1918) -
австрийский архитектор. Представительвенского стиля
''модерн''. В интерьере
здания почтамта в Вене (1904-1906)выступил как
предшественник функционализма.
Николай Петрович (1829-1907) -
российский зоолог и писатель,член-корреспондент Петербургской АН (1898). Основные
труды по фаунебеспозвоночных Белого м., энтомологии. Открыл
явление педогенеза унасекомых (1862).
Автор ''Сказок Кота-Мурлыки'' (1872) и др.литературно-художественных произведений.
Егор Егорович (1849-1903) -
российский химик-органик. Разработал(1888)
метод определения строения непредельных органических соединений.Открыл (1897) т. н. камфеновую перегруппировку первого рода(перегруппировка Вагнера - Меервейна).
Владимир Александрович (1849-1934) -
российский биолог и психолог,основоположник сравнительной психологии в России. ПрофессорСанкт-Петербургского,
затем Ленинградского университета (1906-31). Трудыпо инстинктивной деятельности животных и др.
Определение слова «Вагнер» по БСЭ:
Вагнер - Август Фёдорович [29.8(10.9).1828, Нерфт Курляндской губернии, - 2(14).11.1886, Пулково], русский астроном, специалист по астрометрии. Окончил Дерптский университет. С 1866 вице-директор Пулковской обсерватории. Разработал метод уравнивания системы координат опорных звёзд. В течение 30 лет на большом пассажном инструменте проводил наблюдения по определению прямых восхождений основных звёзд для Пулковских каталогов.
Вагнер - Вагнер (Wagner)
Адольф (25.3.1835.
Эрланген, - 8.11.1917,
Берлин), немецкий
экономист и
политический деятель. С 23 лет
профессор политической экономии и финансов. Занимал кафедры в университетах Фрейбурга,
Берлина и др. городов. Под влиянием
своего учителя К. И. Родбертуса (см.
Родбертус-Ягецов) и исторической школы подчёркивал
зависимость хозяйственной жизни от правовых условий,
например от института частной
собственности. В. выступал с требованием
усиления государственной хозяйственной активности. Один из основателей
«Союза
социальной политики» (1872), созданного для
разработки законодательных мер по
улучшению положения рабочих. Эти меры В. называл государственным социализмом. В 1881 В. вступил в реакционную христианско-социальную партию.
Соч.: Die GesetzmдЯigkeit in den scheinbar willkьrlichen menschlichen Handlungen, Hamb., 1864; Die russische Pаpierwдbrung, Riga, 1868 (рус. пер. -
Русские бумажные
деньги, К., 1871): Theoretische Sozialцkonomie, Bd 1-2, Abt. 1-2, Lpz., 1907-09.
Лит.:
Маркс К.,
Замечания на книгу А. Вагнер «Учебник политической экономии», 2 изд., т. 1, 1879, Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 369-99.
Вагнер - Вагнер (Wagner)
Вильгельм Рихард (22.5.1813,
Лейпциг, - 13.2.1883,
Венеция), немецкий
композитор, дирижёр, музыкальный
писатель и театральный деятель. Родился в чиновничьей семье. Раннему
интересу В. к искусству способствовал его
отчим, актёр Л.
Гейер. Занятия музыкой начались с 15 лет. В раннем периоде музыкального творчества (1828-32) В. создал ряд инструментальных
произведений, в том числе симфонию (1832) и увертюру
«Польша» (1832, окончательная редакция 1836). С 1831 В.
студент Лейпцигского университета.
Одновременно брал частные
уроки композиции у Т. Вейнлига. С 1833 работал театральным хормейстером в
Вюрцбурге, затем дирижёром музыкальных театров в
Магдебурге (1834-36),
Кенигсберге (1837), Риге (1837-39). В 1830-х гг. В. написал оперы:
«Феи» (по К.
Гоцци, 1833-34,
постановка 1888), «Запрет любви» (по У.
Шекспиру, постановка 1836), «Риенци» (по Э.
Булвер-Литтону, 1838-40, постановка 1842) В 1839-42 жил в Париже, где создал
первые зрелые произведения: увертюру
«Фауст» (по И. В. Гёте, 1840, окончат, редакция 1855) и оперу «Летучий голландец» (по народным легендам и новелле Г.
Гейне, 1841, постановка 1843). В 1843-49 работал дирижёром придворного театра в Дрездене; там же написал на основе средневековых легенд 2 оперы:
«Тангейзер» (1843-45, постановка 1845) и «Лоэнгрин» (1845-48, постановка. 1850,
Веймар). Участник Дрезденского
восстания 1849,
после подавления которого эмигрировал в
Швейцарию. В 1849-58 жил в основном в Цюрихе. В 1852 В. завершил (первоначальный
замысел в 1848) литературный
текст оперной тетралогии
«Кольцо нибелунга» на основе скандинавского эпоса 8-9 вв. «Эдды» и немецкого средневекового эпоса 13 в. «Песнь о нибелунгах». В 1852-56 написал музыку первых частей тетралогии: «Золото Рейна» и «Валькирия».
В 1857-59 создал оперу «Тристан и Изольда» (по эпическому
сказанию Готфрида Страсбургского, постановка 1865,
Мюнхен). После периода
скитаний (1859-64) В. по
приглашению баварского короля Людвига II переезжает в Мюнхен.
Здесь в 1868 была поставлена его опера
«Нюрнбергские мейстерзингеры» (по нюрнбергской хронике конца 17 в.); в 1871-74 он завершил последние части «Кольца нибелунга»: «Зигфрид» и «Гибель богов».
Постановка всей тетралогии состоялась в Байрёйтском театре (1876), построенном по проекту В. Последние годы жизни В. проводит в
Байрёйте, где в 1882 была поставлена его опера-мистерия
«Парсифаль» (по средневековой христианской легенде).
Произведения В., не связанные с театром, в
период зрелого творчества появляются
редко. Среди них: «5
стихотворений для женского голоса с фортепьяно» (на
слова М. Везендонк, 1857-58),
идиллия «Зигфрид» для малого симфонического оркестра (1870).
Творческий путь В. сложен и противоречив. В юности композитор находился под влиянием различных течений немецкого романтизма.
Первая опера «Феи» принадлежит к типу немецкой романтической оперы.
Сближение с деятелями буржуазно-либерального движения
«Молодая Германия» в
середине 1830-х гг. привело В. к
пересмотру своих взглядов на оперу.
Влияние итальянского и французского искусства сказалось в опере «Запрет любви» с её реально-бытовой тематикой, осмеянием ханжеской морали. В опере
«Риенци», написанной под воздействием историко-героических произведений Г.
Спонтини и Дж. Мейербера, отразились освободительно-бунтарские
настроения В., выявился
яркий талант его как драматурга и симфониста. «Летучий голландец» знаменует
возвращение В. к
проблематике немецкой романтической оперы; в ней переплетаются
фантастическое и
реальное. Композитор значительно обновляет
традиционные музыкальные
средства романтического искусства, намечает пути к
созданию непрерывно развивающегося сценического
действия, уделяет
большое внимание раскрытию психологии героев; в его
музыкальной драматургии повышается роль лейтмотивов,
«Тангейзер» и «Лоэнгрин» во многом связаны с немецкими романтическими операми на
рыцарский сюжет (есть
преемственность с «Эвриантой»
Вебера). «Тангейзер», развивающий романтическую тему «двоемирия»
(в данном случае -
столкновения чувственности и аскетизма), выражает
протест против лицемерной буржуазной морали, утверждает
право свободного человеческого
чувства. Тема протеста в этом произведении сочетается с идеей «искупления» - жертвенного подвига. В
«Лоэнгрине» силам зла противопоставлены светлые силы,
автор утверждает высшую миссию художника и показывает в аллегорической форме его
одиночество в современном ему обществе. Но протест этот носит пассивный
характер. В «Лоэнгрине» В. углубляет
принципы симфонизации оперы, усиливает драматургическую роль лейтмотивов. Так
постепенно созревают
элементы будущей вагнеровской музыкальной драмы.
В период Революции 1848-49 в
Германии В. испытывал
воздействие материалистической философии Л. Фейербаха и анархического бунтарства М. А. Бакунина. В своих теоретических работах В. выдвинул
тезис об искусстве как «продукте социальной жизни»,
резко критиковал
капитализм и христианскую
церковь, буржуазный театр, призывал к
демократизации искусства и считал, что
подлинное искусство
возможно лишь после революции. Но свои политические идеалы выражал в этих работах
туманно, абстрактно.
Антикапиталистическая
направленность отличает
концепцию тетралогии «Кольцо нибелунга». Олицетворением «мирового зла» явилась
здесь власть золота, которой противопоставлены сила любви и
геройство подвигов. Борьбу со злом призван
вести идеальный народный
герой Зигфрид, символизирующий, по замыслу В., «социалиста-искупителя».
Как и в др. операх В., в тетралогии ярко воплощены национальные
мифологические и
легендарные образы, картины немецкой истории и природы. В период
длительной работы над тетралогией в
мировоззрении В. усилились
реакционные тенденции (показательно
увлечение философией А. Шопенгауэра и Ф.
Ницше), В тетралогии появились
черты пессимизма, отразились
слабость и
рефлексия, характерные для немецкой
интеллигенции послереволюционного периода, её
неверие в революцию. В
«Кольце нибелунга» нашли
последовательное выражение реформаторские принципы В., зародившиеся
отчасти ещё в операх 1840-х гг.
В теоретических работах 1849-51,
особенно в работе «Опера и драма», В. подверг резкой критике старую оперу, её
условности, разрыв между драматическим содержанием и музыкой и выдвинул идею создания музыкальной драмы, в которой
музыка становится
одним из важнейших средств
воплощения содержания. Для успешного
осуществления синтеза музыки и драматического действия В. считал необходимым
объединение композитора и либреттиста в одном лице (В. был автором
либретто своих опер). Превращая оперу в музыкальную драму, композитор стремился к идейной
насыщенности спектакля, к гармоничному
взаимодействию всех его элементов. Непрерывности музыкально-драматического
развития В. достигал преодолением
расчленённости оперы на отдельные
«номера» (арии, ансамбли), заменяя их
свободно построенными монологами и диалогами.
Большое внимание он уделял
выразительности вокальной декламации,
предъявляя к артистам
требование глубже раскрывать содержание образа как вокальными, так и актёрскими средствами. Велико
значение В. в симфонизации оперы. Он не
только количественно расширил
состав оркестра, но и по-новому трактовал его
возможности и роль отдельных групп (особенно медных духовых инструментов), был великим мастером оркестрового колорита.
Оркестр в операх В. стал действенным, раскрывающим внутренний
смысл происходящего.
Важнейший элемент оркестровой партии опер В. - сквозные характеристики-лейтмотивы,
иногда появляющиеся и в вокальных партиях. Они характеризуют героев,
предметы, явления, отражают причинно-следственную
связь между ними, обеспечивают музыкальное единство произведения.
В музыке «Кольца нибелунга» психологически насыщенный
лиризм и глубокий
драматизм сочетаются с яркой
картинностью. Оркестр поражает богатством тембров и
силой выражения, блеском, изобилием оттенков. В то же
время здесь отразились
противоречия и
односторонность творческого
метода В.
Порой нарушается
равновесие между вокальной и оркестровой партиями; внимание композитора
сосредоточено в первую
очередь на
оркестре, выразительные же возможности человеческого голоса используются им
недостаточно разнообразно. Усложнённая
система лейтмотивов,
чрезмерное изобилие гармонических и оркестровых красок,
многословие текста,
обилие отвлечённых
рассуждений, замена действия повествованием снижают
динамизм и
напряжённость музыкальной драматургии.
Симфонизация оперы находит высшее
проявление в «Тристане и Изольде», где
внешнее действие сведено до минимума и всё внимание композитора
обращено на
переживания героев.
Предельной напряжённости достигает гармонический язык оркестровой партии. В этой музыке
своеобразно, с
огромной силой и психологической
глубиной раскрыта
трагедия любви и смерти.
От крайностей позднего стиля В. отступает в опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» на историко-бытовой сюжет (о нравах и обычаях нюрнбергских ремесленников).
Музыка отличается реализмом в
обрисовке народных типов,
яркостью комических и драматических положений. В опере имеются
песни, ансамбли, хоры в духе
народной песенности. Прогрессивна основная идея произведения:
борьба за
передовое народное искусство, против тупого педантизма и рутины.
Опера проникнута радостным восприятием жизни, верой в
созидательные силы народа.
Обращение В. к религии в
конце жизни нашло
отражение в «торжественной сценической мистерии» «Парсифаль». Музыка оперы, отличающаяся в
целом просветлённой ясностью, спокойствием и
уравновешенностью, содержит отдельные яркие
драматические моменты.
Наряду с этим ей присущи абстрактная
символика и статичность.
В. принадлежит выдающаяся роль в реформе оперного искусства, которая привела к решению новых сложных художественных задач. Крупнейшие представители национальных оперных школ
творчески осваивали
достижения В.,
выступая в то же время против крайностей вагнеровской
реформы (Ж. Бизе, Дж.
Верди, П. И.
Чайковский, Н. А.
Римский-Корсаков и др.). Реформаторское
творчество В. оказало
значительное воздействие на оперное
исполнительство. Особая декламационная
выразительность вокальных партий его опер и
сложность оркестрового
сопровождения ставили
перед певцами новые задачи.
В. был одним из видных представителей дирижёрского искусства. В 50-60-х гг. он
неоднократно выступал в различных европейских городах, в том числе в
Петербурге и Москве (1863), с исполнением отрывков из своих опер, симфоний Л. Бетховена и др. произведений.
Обширна и разнообразна литературная
деятельность В. Он - автор оперных либретто, драм, стихотворений, музыкально-теоретических работ,
рецензий, очерков о композиторах,
исследований по истории искусства, статей по вопросам
политики и философии и др. В музыкально-теоретических работах, особенно в таких, как
«Искусство и революция» (1849), «Художественное произведение будущего» (1850), «Опера и драма» (1851), «Обращение к моим друзьям» (1851), В. стремился
связать художеств. явления с жизнью общества,
рассматривая буржуазную
культуру как
упадок цивилизации. В этих трудах привлекает
глубина, серьёзность идейно-эстетических требований, предъявляемых композитором к искусству, которое определялось им как
важное средство нравственного
воспитания народа.
Первые
постановки опер В. в, России относятся к 60-м гг. 19 в. («Лоэнгрин» в петербургском Мариинском театре, 1868, и др.). В 1889 немецкая
труппа показала в Петербурге и Москве тетралогию «Кольцо нибелунга» (на русском языке весь цикл ставился в Мариинском театре в 1907-10). Исполнялись и др. оперы В., в том числе
«Нюрнбергские мейстерзингеры» и «Парсифаль» (в Петербургском театре музыкальной драмы, 1913). Среди русских музыкантов знатоком и пропагандистом музыки В. был А. Н. Серов;
проницательные оценки творчества В. дали Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский и др. В СССР оперы В. ставились на сценах крупнейших оперных театров Москвы, Ленинграда, Киева, Риги и др.
Среди русских исполнителей опер В. особенно выделялись в героических ролях И. В.
Ершов и Ф. В. Литвин; большим событием было
также исполнение главных партий в опере «Лоэнгрин» А. В. Неждановой и Л. В. Собиновым. Среди выдающихся советских исполнителей-певцов - И. С.
Козловский, К. Г.
Держинская, М. О.
Рейзен, Ж.
Гейне-Вагнер, А.
Фринберг, дирижёры В. И. Сук, Э. Ф.
Направник, А.
Коутс, Н. С.
Голованов, Е. А.
Мравинский, С. А.
Самосуд, Э. Тоне.
Соч.: Gesammelte Schriften und Dichtungen, Bd 1-10, Lpz., 1871-83; Sдmtliche Schriften und Dichtungen, 6 Aufl., Bd l-16, Lpz., 1912-14; в рус. пер. - Рихард Вагнер. Избранные статьи. Ред., прим., вступ. и пояснит, ст. Р. И. Грубера, М., 1935; Опера и
драма, М., 1906;
Художественное произведение будущего,
«Русская музыкальная газета», 1897, №№ 1-3, 5-12, 1898, №№ 1, 3-10; Моя
жизнь. Мемуары. Письма.
Дневники, т. 1-4, М., 1911-12 (т. 4 - Письма. Дневники.
Обращение к друзьям);
Бетховен [1870], М. - СПБ, 1911;
Нибелунги. Всемирная
история на
основании сказания, М., 1913.
Лит.:
Друскин М., Рихард Вагнер, М., 1958;
Грубер P., Рихард Вагнер (1883-1933), М., 1934; Капп Ю., Рихард Вагнер, пер. с нем., М., 1913; Glasenapp К. С. F., Das Leben Richard Wagners, Bd 1-6, 6 Aufl., Lpz., 1908-23; Istel E., Das Kunstwerk R. Wagners, Lpz.-B., 1918; Westernhagen C. von, Richard Wagner. Sein Werk, sein Wesen, seine Welt, Z., 1956;
Луначарский А. В., Рихард Вагнер, в его кн.: Юбилеи. Сб. юбилейных речей и статей (1931-1933), М., 1934;
Стасов В. В., Искусство XIX века, Избр. соч., т. 3, М., 1952, с. 677-706;
Серов А. Н., Рихард Вагнер и его
реформа в области оперы, Избр. статьи, т. 2, М., 1957; его же, «Нибелунгов перстень».
Музыкально-драматическая
поэма Рихарда
Вагнера, в его кн.:
Критические статьи, т. 3, СПБ, 1895; Римский-Корсаков Н. А., Вагнер.
Совокупное произведение двух искусств или музыкальная драма, Полн. собр. соч., т. 2, М., 1963, с. 47-60; Чайковский П. И., Байрейтское музыкальное
торжество, в его кн.: Музыкально-критические статьи, М., 1953, с. 302-30;
Соллертинский И. И.,
«Моряк-Скиталец» Вагнера, О «Кольце нибелунга» Вагнера, в его кн.: Музыкально-исторические
этюды, 2 изд., Л., 1963, с. 205-23; Pfordten Н. von der, Handlung und Dichtung der Bьhnenwerke R. Wagners..., 4 Aufl., B., 1908; KurthE., Romantische Harmonik und ihre Kriese in Wagners
«Tristan», 3 Aufl., B., 1953; Lorenz A., Das Geheimnis in der Form bei Richard Wagner, Bd 1-4, В., 1924-33. Г. В. Крауклис.
В. Р. Вагнер.
Вагнер -
Владимир Александрович [17(29).3.1849 - 8.3.1934], советский
биолог и
психолог, основоположник сравнительной психологии в России.
Профессор Петербургского, затем Ленинградского университета (1906-31). Один из организаторов Психоневрологического института в
Петрограде и Музея
эволюции нервной системы и психики при
институте мозга в
Ленинграде. Первые научные работы посвящены
систематике и морфологии членистоногих. В докторской диссертации
«Биологический метод в зоопсихологии» (опубликована 1901) В. отстаивал идею
изучения развития психики животных методами эволюции биологии. С этих позиций провёл цикл исследований
инстинктивной деятельности животных,
главным образом при
возведении ими построек: строительных инстинктов у пауков (1894), построек городской
ласточки (1900) и др. В этих работах подвергались критике как
антропоморфизм в изучении инстинктов, т. е. попытки
изучать поведение животных по аналогии с поведением человека, так и
чисто физиологические интерпретации деятельности животных, игнорирующие
психический фактор. В. полагал, что сравнительно-психологический метод требует
сопоставлять конкретные
формы поведения животных не с поведением человека, а с поведением других ближайших в эволюционном ряду форм.
Эволюция инстинктов, по В., предполагает
применение к ним биогенетического закона.
Соч.:
Биологические основания сравнительной психологии (Биопсихология), т. 1-2, СПБ, 1910-13; Биопсихология и смежные науки, П., 1923;
Возникновение и развитие психических способностей, в. 1-9, Л., 1924-29.
Лит.:
Ярошевский М. Г.,
История психологии, М., 1966; Петровский А. В., История советской психологии, М., 1967.
М. Г. Ярошевский.
Вагнер - Вагнер (Wagner)
Генрих
Леопольд (19.2.1747,
Страсбург, - 4.3.1779,
Франкфурт-на-Майне), немецкий поэт и
драматург эпохи «Бури и натиска». Сын купца. Служил адвокатом во Франкфурте-на-Майне, был близок к И. В. Гёте. Основные
сочинения В. - сатира
«Прометей,
Девкалион и его рецензенты» (1775), драма «Позднее раскаяние» (1775) и
пьеса «Детоубийца» (1776) - пользовались
популярностью благодаря остроте и
злободневности изображенных в них сословных конфликтов.
Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1-5, hrsg, von L. Hirschberg, Potsdam, 1923 (изд. 1-й том); Sturm und Drang. Dichtungen aus der Geniezeit, hrsg. von K. Freye, Tl 2, В. [u. a., 1911].
Лит.: История немецкой литературы, т. 2, М., 1963, гл. 15.
Вагнер - Егор Егорович [27.11(9.12).1849,
Казань, - 14(27).11.1903, Варшава], русский химик-органик. В 1874 окончил Казанский университет. С 1875 работал с А. М. Бутлеровым, а с 1876 - с Н. А. Меншуткиным. С 1882 профессор кафедры химии в Новоалександрийском институте сельского хозяйства, с 1886 - Варшавского университета. Разработал (1888)
общий способ окисления этиленовых связей перманганатом и один из важных приёмов исследования
строения соединений, содержащих кратные
связи (см. Вагнера
реакция). Весьма интересным исследованием В. в области терпенов является
установление строения основного
компонента русских сосновых скипидаров - α-пинена (1895-96), чрезвычайно
легко изменяющегося на воздухе.
Соч.: К строению терпенов и им родственных соединений, «Журнал Русского физико-химического общества.
Часть химическая», 1894, т. 26, с. 327.
Лит.:
Лавров В., Егор Егорович Вагнер, его жизнь и деятельность, СПБ, 1904.
Вагнер -
Николай Петрович [1829, Богословский
завод, ныне
Карпинск Свердловской области, - 22.3(4.4).1907, Петербург], русский
зоолог и писатель. Окончил Казанский университет.
Доктор естественных наук (1854). Профессор зоологии Казанского (с 1860), затем Петербургского (с 1871) университетов. Основные
труды по энтомологии. Открыл (1862)
явление Педогенеза - так называемого детского
размножения у некоторых беспозвоночных животных.
Инициатор организации (1881) Соловецкой биологической станции, перенесённой в 1899 на Мурманское
побережье Кольского залива (с 1958 - Мурманский
морской биологический институт Кольского филиала АН СССР). Среди его литературных работ
наиболее известны
«Сказки Кота-Мурлыки» (1872) нравственно-психологического содержания, выдержавшие
много изданий.
Соч.:
Самопроизвольное размножение гусениц у насекомых, Казань, 1862;
Беспозвоночные Белого моря, т. 1, СПБ, 1885; Романы,
повести, сказки и рассказы, т. 1-7, СПБ, 1902-08;
Сказки, 7 изд., СПБ, 1907; Сказки Кота-Мурлыки, М. - П., 1923.
Лит.:
Шимкевич В. М., Н. П. Вагнер и Н. Н.
Полежаев (Из
воспоминаний зоолога), «Журнал
Министерства народного
просвещения. Нов. сер.1;2», 1908, [т. 16], № 7, отд. 4, с. 1-18.
Вагнер - Вагнер (Wagner)
Отто (13.7.1841, Вена, - 11.4.1918, там же),
австрийский архитектор. Представитель венского стиля «Модерн», член «Венского Сецессиона». От прихотливых по композиции
сооружений, изобилующих сложным декором
(больница Штейнхоф в Вене, 1904-07), перешёл к поискам
рациональности и простоты. В
интерьере здания почтамта и сберегательной кассы в Вене (1904-06) В. выступил как
предшественник Функционализма, применяя
лишённые декора геометрически чёткие формы и
обнажённые металлические конструкции.
Лит.: Ostwald Н., Otto Wagner Baden, 1948.
О. Вагнер.
Почтамт и сберегательная
касса в Вене. 1904-06.
Вагиф
Вагнер
Вагнер (Wagner) Адольф (1835-1917)