Знамя

Значение слова Знамя по Ефремовой:
Знамя - 1. Определенного цвета (или сочетания цветов) и размера широкое полотнище, укрепленное на древке, являющееся официальным символом государства, какой-л. организации, воинской части и т.п.
2. перен. Руководящая идея, служащая основой единства чьих-л. действий.

Значение слова Знамя по Ожегову:
Знамя - Определенного цвета (или цветов) широкое полотнище на древке, принадлежащее воинской части, какой-нибудь организации, государству

Знамя в Энциклопедическом словаре:
Знамя - (стяг - флаг), определенного цвета (или цветов), укрепленное надревке полотнище с надписями, эмблемами, украшениями, служащее официальнымсимволом государства (см. Флаг государственный) или принадлежащеекакой-либо организации.


воинское - знак, объединяющий воинскую часть и указывающий на еепринадлежность к вооруженным силам данного государства. Имеются во всехармиях; появились в древности.

Значение слова Знамя по словарю синонимов:
Знамя - стяг

Значение слова Знамя по словарю Ушакова:
ЗНАМЯ
р. и д. знамени, знаменем, знамени. мн. знамёна, знамён, ср. (книжн.). 1. Флаг, как торжественная эмблема организации общественной, военной или государства. Профсоюзное знамя. Знамя дивизии. Знамя пролетарского государства. 2. Лозунг, руководящая идея, как воплощение единства борющейся за что-н. группы (ритор.). Знамя коммунизма. Поднимать знамя чего (книжн. ритор.) - став во главе, начинать борьбу за что-н. Восстаньте, час пришел! я поднимаю знамя возмущенья. Лермонтов. Высоко держать знамя чего (книжн., газет.) - хранить свято, незапятнанными высшие идеалы, заветы чего-н. Под знаменем чего (книжн. ритор.) - Под каким-н. лозунгом, во имя чего-н. Под знаменем науки. Под знаменами (воевать, сражаться, служить и т. п.) чьими или какими (торж.) - в чьей-н. или в какой-н. армии. Мы дрались тогда со шведом Под знаменами Петра. Песня. Под французскими знаменами.

Значение слова Знамя по словарю Брокгауза и Ефрона:
Знамя (древнерусское — стяг, хоругвь, прапор)кусок материи, прикрепленный к древку, имеющему наверху какое-нибудь эмблематическое изображение. З. были у всех народов с древнейших времен и ныне одинаково имеются как у народов цивилизованных, так и у диких. Первоначально, надо думать, З. в войсках имело целью служить указанием места сбора в бою, но такое значение З. давно уже утратилось, осталось значение внутреннее, как символа, выражающего идею единства, связывающего воинов в одно целое. Отсюда развитие и сохранение до настоящего времени взгляда на З., как на святыню, под которой соединяются верные своему долгу воины, с которой они идут в бой и за которую умирают. Отсюда же — постепенная замена одного общего войскового З. отдельными знаменами тактических войсковых единиц. З. воинской части есть ее честь и слава. Потеря З. есть потеря чести; приобретение З. неприятельского составляет для победителя величайшую славу. Вместе с тем З. имело и имеет значение условного знака — господства над страной, овладения крепостью или городом, ставки полководца и проч. У евреев времен Моисея каждое колено, кроме левитова, имело свое особое З. У египтян вместо З. были насаженные на пики разные аллегорические фигуры. У китайцев и индусов З. состояли из трех основных частей современного З. — полотна, древка и наконечника. У римлян сперва были пики, с насаженными на них изображениями зверей или человеческой руки; затем явилось изображение орла, над которым иногда прикреплялась поперечина, с куском драгоценной ткани. С принятием христианства орел был заменен крестом и начальными буквами имени Иисуса Христа. В средние века, у германцев, З. получили еще большее распространение. В XII и XIII стол. стали различать З. имперское, государственные, областные, отрядные, народные и проч. У восточных народов, современ Магомета, З. всегда особенно почитались. У аравитян З. пророка было величайшей святыней и охранялось отборной дружиной. З. у них имели изображение полумесяца на верхушке или на полотне. Этот отличительный знак сохранился и до сих пор у всех мусульман. После учреждения постоянных войск появились З. отдельных войсковых частей. В самых старых строевых и иных войсковых уставах имеются подробные указания о почестях, которые должны быть отдаваемы З., о приведении к присяге под знаменами и др. С XVII и XVIII ст. на З. начинают появляться разнообразные девизы. В Англии до сих пор каждый полк имеет на З. свой девиз и свою эмблему. В России до принятия христианства стягам воздавались божеские почести. С принятием христианства, на стягах стали вышивать крест и тексты из св. Писания, а затем на них появились образа Спасителя и Святых. В позднейшее время начали различаться З. большого полка, сторожевого, ертаульного. В коннице введены были З. меньшего размера — прапоры. Петр Великий определил в каждой роте иметь по З. Состоявшее в первой роте считалось полковым и было белого цвета; в прочих ротах З. были разных цветов. Особенно возвысил значение З. имп. Павел I. До него они полагались на определенные сроки. Павел I повелел, чтобы З. и штандарты оставались в войсках бессрочно, и начал жаловать их собственноручно или при особых грамотах. По действующему закону (ст. 123-147 Св. В. П., кн. VIII), З. считается знаком отличия. Каждый полк, а равно каждый батальон, который в военное время образует из себя полк, получают при сформировании одно знамя или (в кавалерии) один штандарт; но имеющиеся у большинства полков прежде пожалованные З. по числу батальонов сохраняются и в торжественных случаях выносятся в строй. Прочим отдельным войсковым частям З. жалуются лишь за военное отличие, или когда со времени сформирования их исполнится сто лет. Потерянные в бою З. или штандарты не могут быть иначе возвращены, как особенным отличием. В 1883 г. установлен, для жалования на будущее время, новый образец З., но до сих пор таких З. пожаловано еще немного. К.-К.

Определение слова «Знамя» по БСЭ:
Знамя - воинское, символ воинской части; состоит из полотнища (куска ткани) определённого размера и цвета, прикрепленного к древку с навершием (обычно металлический верхний наконечник в виде копья или др. изображения).
З. как знак для сбора и объединения воинов, хорошо видимый издали, появилось в государствах Древнего Востока, Индии, Китая и др. ещё в древние времена в виде какого-либо изображения на высоком древке (жерди). К древку или к поперечине иногда прикреплялись особые дощечки (цоколь) или куски материи (полотнища), на которых помещались надписи и символического изображения. В Древнем Риме, например, роль З. играл орёл, фигура которого на древке являлась знаком легиона. С 11 в. на З. появляются гербы, позднее изображение креста и др. христианских святынь. В 15 в. во Франции были впервые установлены место З. в строю, воздаваемые ему почести, обязанности по защите З., наказание за его потерю и др. С начала 16 в. в кавалерийских частях З. стало называться штандартом. У древних славян З. называлось стягом и имело вид шеста с пуком травы или конской гривой вверху. Впоследствии З. стали матерчатыми, различных цветов. Слово
«знамя» взамен слова «стяг» вошло в употребление в России в конце 15 в. С образованием в 1550 стрелецких полков им стали жаловать З. большого размера (одно на полк) и малого размера (по одному на каждую сотню). При Петре I (начало 18 в.) были установлены определённые формы и рисунок З. с соответствующей расцветкой для различных частей. Полк, потерявший в бою З., подлежал расформированию. За захват в бою вражеских З. давались особые награды. В русской армии имелись З. полковые (в кавалерийских полках - штандарты) и войсковые (у казачьих войск).
З. в войсках Красной Армии появились в 1918. Они имели красный цвет; размеры полотнища, содержание и характер рисунка были разные. Первые З. вручались частям партийными и советскими организациями, рабочими фабрик, заводов, принимавшими участие в формировании части.
В июне 1926 ЦИК и СНК СССР утвердили единый образец З. для частей РККА. В Великую Отечественную войну 1941-45 Президиум Верховного Совета СССР утвердил новый образец Красного З. воинских частей (Указ от 21 дек. 1942), образцы Красного З. и положение о них для Гвардейской армии и Гвардейского корпуса (Указ от 11 июня 1943), новый образец Красного З. для частей и соединений Военно-морского флота (Указ от 5 февраля 1944).
З. части (соединения) Советской Армии состоит из двустороннего полотнища красного цвета, древка и шнура с кистями (см. рис.). К З. прикрепляются ордена СССР, если часть награждена ими, и орденские ленты. Боевые корабли имеют военно-морской флаг СССР - белое полотнище с голубой полоской вдоль нижней кромки, на котором изображены пятиконечная звезда, серп и молот красного цвета (см. Флаг военно-морской). В соответствии с Уставом внутренней службы Вооружённых Сил Союза ССР, утвержденным Президиумом Верховного Совета СССР 23 августа 1960, З. выдаётся полкам, бригадам (состоящим из батальонов или дивизионов, не имеющих общевойсковой нумерации), отдельным батальонам, дивизионам, авиаэскадрильям, военно-учебным заведениям и учебным частям, флотским экипажам. Соединениям, частям местных стрелковых войск, дисциплинарным частям, а также медико-санитарным, автомобильным и некоторым др. З. не выдаётся, за исключением тех соединений и частей, которые награждены орденами СССР. Гвардейским частям вручаются гвардейские З. (см. Гвардия Советская).
Знамя вручается воинской части после её сформирования от имени Президиума Верховного Совета СССР. З. сохраняется за частью на всё время, независимо от изменения наименования и нумерации части. З. всегда находится со своей частью, а на поле боя - в районе боевых действий части. При утрате З. командир части и непосредственные виновники подлежат суду военного трибунала, а воинская часть - расформированию. З. -
«... символ воинской чести, доблести и славы, оно является напоминанием каждому солдату, сержанту, офицеру и генералу об их священном долге преданно служить Советской Родине...» (Устав внутренней службы Вооружённых Сил Союза ССР, 1969, с. 191).
Лит.: Устав внутренней службы Вооруженных Сил Союза ССР, М., 1969; Рейпольский С. Н., Боевое Красное знамя, М., 1964.
А. С. Максименко.
Знамя воинской части.


Знамя - Знамя («Знамя»,)
ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал, орган Союза писателей СССР. Издаётся в Москве с 1931. В 1931-32 выходил под названием «Локаф» («Литературное объединение писателей Красной Армии и флота».)
. На страницах «З.» большое место отводится оборонной тематике. В журнале были опубликованы «Капитальный ремонт» Л. Соболева, «На востоке» П. Павленко, «Мы из Кронштадта» Всеволода Вишневского,
«Народ бессмертен» В. Гроссмана, «Зоя» М. Алигер, «Сын» П. Антокольского, романы К. Симонова «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето» и многое др. Постоянные разделы журнала: проза, поэзия, публицистика и очерк, критика и библиография и др. Тираж (1972) 160 тыс. экз.
Лит.: Журналистика и критика [30-х годов: 40-50-х годов], в кн.: История русской советской литературы, т. 2-3, М., 1967-68; Дмитриева Т. Б., «Знамя», в кн.: Очерки истории русской советской журналистики. 1933-1945, М., 1968.

Знамо    Знамя    Знамя Победы