Зудерман

Зудерман в Энциклопедическом словаре:
Зудерман - (Sudermann) Герман (1857-1928) - немецкий писатель. Представительнатурализма. Антибуржуазные драмы ''Честь'' (1889), ''Гибель Содома'' (1891),''Родина'' (1893).

Значение слова Зудерман по словарю Брокгауза и Ефрона:
Зудерман (Герман Sudermann) — современный немецкий беллетрист и драматург; род. в 1857 г.; учился в Кенигсбергском университете. Начал литер. деятельность рядом мелких рассказов, стихотворений и политических статей в газете "Der Reichsfreund". Первый его роман: "Frau Sorge" появился в 1887 г. Некоторые из мелких рассказов З. вышли потом отдельным сборником, под общим заглавием: "Im Zwielicht". В них много настоящего юмора. "Die Geschwister" (2 повести) слабее; не без претензии на современный реализм написан большой роман "Der Katzen steg". Громкую известность З. приобрел, благодаря своей драме "Die Ehre" (на русском языке, 1892 г.). Она облетела все германские и многие иностранные сцены (между прочим шла и в России). После "Чести" З. написал еще драмы — "Sodoms Ende" и "Heimath" (обе на русском языке, 1893 г.). Все три драмы отличаются серьезными литературными достоинствами, написаны очень сценично и имеют психологический интерес. Главные недостатки — погоня за внешними драматическими эффектами и остроумной парадоксальностью, в ущерб жизненной правде, реальной простое и верному изображению характеров. Зудерман продолжает помещать в журналах небольшие рассказы, из которых следует отметить "Отходную". В последнее время вышла отдельным изданием юмористическая его повесть "Jolanthes Hochze i t" и напечатан в журн. "Die Romanwelt" новый большой роман, под заглавием "Es war" (рус. пер. в "Неделе" 1894). Как беллетрист, З. пишет легко и занимательно, но в его романах и повестях, рядом с правдивыми и задушевными страницами, немало придуманного и невероятного. На некоторых его произведениях (напр. "Frau Sorge") лежит отпечаток болезненной нервности и какого-то наивного фатализма. Он не чувствует, не мыслит как реалист — он только улавливает действительность и притом, главным образом, только ее резко выступающие, кричащие стороны. Как драматург, З. смелее; он видимо старается отрешиться от традиционного миропонимания и ходячих оценок, но и тут он делает уступки рутине, идет по проторенным дорожкам и не говорит нового слова, а заставляет только удивляться своему литературному таланту и гибкому остроумию. Быть может, это колебание между старым и новым, между осуждением отживающих идей и неспособностью вполне оторваться от них, и является причиной того пессимизма и той безысходной грусти, которыми запечатлено большинство произведений З. А. Рейнгольдт.

Определение слова «Зудерман» по БСЭ:
Зудерман (Sudermann)
Герман (30.9.1857, м. Матциккен в Восточной Пруссии, - 21.11.1928, Берлин), немецкий писатель. Один из видных представителей Натурализма в немецкой литературе. Драмы «Честь» (1889), «Гибель Содома» (1891),
«Родина» (1893) показывают моральное разложение светского общества, распад буржуазной семьи, судьбы художника при капитализме. В позднейших драмах З. «Счастье в уголке» (1896), «Да здравствует жизнь» (1902) общественно-критические мотивы сходят на нет. К историческим и символическим пьесам З. принадлежат
«Обречённые смерти» (1897), трагедия «Иоанн Креститель» (1898), драма «Дети берега» (1910) и др. Романы «Госпожа Забота» (1887), «Былое» (1894), эротическая повесть «Свадьба Иоланты» (1892), рассказы не поднимаются над уровнем буржуазной беллетристики.
Соч.: Dramatische Werke, Bd 1-6, Stuttg., 1923; Romane und Novellen, [Bd] 1-2, Stuttg. - B., 1930; в рус. пер. - Собр. соч., т. 1-7, СПБ, 1906; Собр. драматических соч., 2 изд., т. 1-2, М., 1928.
Лит.: Брандес Г., Литературные портреты, СПБ, 1896; Плеханов Г. В., [От рывок критической статьи о драме Зудермана «Среди цветов»], в кн.: Г. В. Плеханов-литературный критик, М-, 1933; Меринг Ф., Литературно-критические статьи, т. 2. М. - Л., 1934; Hermann Sudermann. Ein Dichter an der Grenzscheide zweier Welten (1857-1928), hrsg. von T. Duglor, D
ьsseldorf, 1958.
Н. Б. Веселовская.

Зудень    Зудерман    Зудеть