Доре

Доре в Энциклопедическом словаре:
Доре - (Dore) Гюстав (1832-83) - французский график. Романтически эффектные,тщательно проработанные иллюстрации к ''Дон Кихоту'' Сервантеса (1862-63),Библии (1864-66).

Значение слова Доре по словарю Брокгауза и Ефрона:
Доре (Луи-Кристоф-Поль-Густав Dor é) — знаменитый французский рисовальщик иллюстраций, живописец, скульптор и гравер (1833—1883). Художественное дарование выказалось в нем чрезвычайно рано и развилось почти без помощи какого бы то ни было учителя. Ему было всего лишь одиннадцать лет от роду, когда появились первые его литографии, а едва достигнув шестнадцатилетнего возраста, он уже вступил в сотрудники сатирической газеты Филипона "Journal pour rire", в которой с этого времени в течение многих лет помещались его рисунки, полные веселья и юмора. Эти работы вместе с массою рисунков, которые он приготовлял для иллюстрированных изданий, положили начало его известности, возраставшей и распространявшейся во всей Европе по мере того, как выходили в свет боле серьезные его труды — целые циклы композиций для политипажей к классическим произведениям словесности. Первым подобным трудом были иллюстрированные сочинения Рабле (1854). За ними следовали: "Contes drolatiques" Бальзака (1861), "Сказки" Перри (1861), "Дон-Кихот" Сервантеса (1862), "Атала" Шатобриана (1862), "Божественная Комедия" Данте (1861—68), "Библия" (1 8 64), "Потерянный Рай" Мильтона (1865), "Басни" Лафонтена (1867), "Неистовый Роланд" Ариосто (1879), "Опыты" Монтеня, "Стихотворения" Теннисона и т. д. В ряду этих иллюстраций лучшими должно признать относящиеся к Рабле, Сервантесу и Данте. Вообще, как иллюстратор Д. удивляет своею беспримерною плодовитостью и неистощимою находчивостью фантазии; производя несчетное множество рисунков, он умел сочинять самые разнообразные сцены, в большинстве случаев проникнутые живым драматизмом, обставлял их вполне подходящими к ним околичностями и особенно мастерски придавал им живописность удачно выбранными мотивами окружающего их пейзажа и освещения; но недостаточное знание рисунка и излишняя погоня за эффектом нередко приводили его к утрировке изображенного движения, к принужденности экспрессии, к отдаче преимущества второстепенному в сюжете перед главным и к несогласию с духом иллюстрируемого текста — к недостаткам, которыми в особенности страдают многие из его рисунков к Библии. Д. старался составить себе имя и в живописи; но, не пройдя в юности серьезной художественной школы, не мог в этой области подняться выше посредственности. Картины Д., иногда очень большого размера, не лишены достоинств в отношении замысла и композиции, но страдают слабостью рисунка и неверностью малогармоничного колорита. Некоторые из наиболее удачных его работ суть: "Дочь Иефеая", "Избиение младенцев", "Тела мучеников в цирке", "Россини на смертном одре", "Данте и Виргилий на ледяном озере, в котором мучатся изменники отечеству" (1861), "Вход Христа в Иерусалим" (1876) и "Смерть Орфея" (1879). В последние годы своей жизни Д. пробовал свои силы также в скульптуре и произвел по этой части несколько работ, гораздо более удачных, чем его живопись, — группу "Парка и Амур" (1877), огромную, вылепленную для отливки из бронзы вазу, окруженную виноградными лозами и фигурами малюток-гениев и нимф (1878), статую "Египтянка спасает свое дитя от ужаления змеи" (1879), "Мадонну" и памятник Алекс. Дюма, поставленный на площади Мальзерба, в Париже (последний труд художника). Однако при взгляде на эти произведения, превосходные по сочинению, отмеченные печатью бесспорно высокого дарования, но слабые в отношении деталей рисунка и лепки, невольно сожалеешь о том, что художник дал им крупный размер, а не ограничился для них величиною комнатных терракот и бронзовых статуэток. Ср. R. Delorme, "G. D.". (II. 1879). А. С-в.

Определение слова «Доре» по БСЭ:
Доре (Dorй)
Гюстав (6.1.1832, Страсбур, - 23.1.1883, Париж), французский график. Прославился живописно-динамичными, гротескно-выразительными иллюстрациями - полными фантазии и юмора текстовыми рисунками к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» Рабле (1854) и
«Озорным рассказам» Бальзака (1855-1856), романтически-эффектными страничными рисунками к «Божественной комедии» Данте (1861), «Дон Кихоту» Сервантеса (1862-63), Библии (1864-1866), гравировавшимися группой мастеров торцовой ксилографии. Социальная острота присуща сценам жизни лондонской бедноты (1860-70-е гг.). С начала 1860-х гг. занимался живописью, офортом, позже - скульптурой.
Лит.: Варшавский Л., Гюстав Доре, М., 1966; Farner К., Gustave Dorй, der industrialisiеrte Romantiker, Bd 1-2, Dresd., 1963.
Г. Доре. Иллюстрация к роману М. Сервантеса «Дон Кихот». Гравюра на дереве. 1862-63.

Дордрехт    Доре    Дореволюционный