Гельцер

Гельцер в Энциклопедическом словаре:
Гельцер - Екатерина Васильевна (1876-1962) - российская артистка балета,народная артистка России (1925). Работала в Большом театре. Яркаяпредставительница русской школы классического танца. Государственнаяпремия СССР (1943).

Значение слова Гельцер по словарю Брокгауза и Ефрона:
Гельцер (Генрих Helzer) — немецкий историк (1813-1889); был профессором в Базеле и Берлине, потом издавал в Базеле "Protestantische Monatsbl ätter fü r innere Zeitgeschichte". Г. пользовался большим влиянием на великого герцога баденского и способствовал сближению Бадена с Пруссией. Важнейшие сочинения: "Die drei letzten Jahrhunderte der Schweizergeschichte" (1838-39), "Die zwei ersten Jahrhunderte der Schweizergeschichte" (1840), "Die neuere deutsche Nationallitteratur seit Klopstock und Lessing" (1841), "Die Religion im Leben, oder die christl iche Ethik" (1839), "Doctor M. Luther, der deutsche Reformator" (1847-1850).

Определение слова «Гельцер» по БСЭ:
Гельцер - Екатерина Васильевна [2(14).11.1876, Москва, - 12.12.1962, там же], советская артистка балета. В 1925 первой из артисток балета удостоена звания народной артистки РСФСР. Дочь известного танцовщика В. Ф. Гельцера. В 1894, окончив Московскую балетную школу, была принята в труппу Большого театра. В 1896-98 артистка Мариинского театра (Петербург). Большое влияние на творчество танцовщицы оказал балетмейстер М. И. Петипа, в постановках которого она выступала в ведущих партиях. В 1898-35 работала в Большом театре, была основной исполнительницей в балетах А. А. Горского. Г. - выдающаяся представительница русской школы классического танца. В её исполнении соединялись безукоризненная техника, музыкальность, танцевальная выразительность и глубокое проникновение во внутреннюю жизнь сценического образа. Лучшая партия, созданная Г. в дореволюционное время, - Саламбо
(«Саламбо» Арендса, 1910), утверждавшая в балете реалистическое искусство, психологическую правду. С 1910 гастролировала за рубежом (выступала в антрепризе С. П. Дягилева). В 1927, в балете «Красный мак» Глиэра - первом советском балете, посвященном современной тематике, - артистка создала образ китайской танцовщицы Тао Хоа. В этой партии принципы классического балета нашли своё выражение в образе нового социального героя. В 30-е гг. гастролировала по Советскому Союзу, выступала в заводских клубах, в отдалённых уголках страны. В 1942-44 состоялись последние выступления Г. Среди партий: Лиза
(«Тщетная предосторожность» Гертеля), Медора («Корсар» Пуни и Адана), Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» Чайковского). Г. вела консультативно-педагогическую работу. Государственная премия СССР (1943). Награждена орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.
Лит.: Московский Большой театр. 1825-1925, М., [1925]; Мартынова О., Екатерина Гельцер, М., 1965.
Е. В. Гельцер в партии Авроры («Спящая красавица» П. И. Чайковского).

Е. В. Гельцер.

Гельфрейх    Гельцер    Гем