Гаршин

Гаршин в Энциклопедическом словаре:
Гаршин - Всеволод Михайлович (1855-88) - русский писатель. Для рассказов "Четыре дня" (1877), "Трус" (1879), "Художники" (1879), "Красный цветок" (1883), "Сигнал" (1887) и др. характерны обостренное восприятие социальной несправедливости, идея служения народу.

Читать избранные произведения Всеволода Гаршина:


Владимир Георгиевич (1887-1956) - российский патологоанатом, профессор (1938), академик АМН СССР (1945). Автор фундаментальных исследований по асептическим воспалительным разрастаниям и метаплазии эпителиальной ткани (эпителия).

Определение слова «Гаршин» по БСЭ:
Гаршин - Всеволод Михайлович [2(14).2.1855, имение Приятная Долина Бахмутского уезда, ныне Донецкая обл., - 24.3(5.4).1888, Петербург], русский писатель. Отец Г. был офицером, участвовал в Крымской войне 1853-56. В 1874 Г. поступил в Горный институт в Петербурге. Начал печататься в 1876. Сблизившись с художниками-передвижниками, написал ряд статей о живописи. В 1877 ушёл добровольцем на русско-турецкую войну, был ранен, произведён в офицеры. Военные впечатления Г. отразились в рассказах
«Четыре дня» (1877), «Трус» (1879), «Из воспоминаний рядового Иванова» (1883). Восхищаясь нравственной силой солдат, Г. осуждал войну с гуманистических позиций. Трагедия женщины, вынужденной продавать себя, изображена в рассказах
«Происшествие» (1878), «Надежда Николаевна» (1885). Проблема пути интеллигенции (буржуазное обогащение или исполненное лишений служение народу) поставлена в рассказах «Встреча» (1879) и «Художники» (1879).
«Attalea princeps» (1880) и «Красный цветок» (1883) - аллегорическое изображение революционной жертвенности народников-семидесятников. Г. - мастер рассказа, отличающегося эмоциональностью и философской содержательностью, драматической напряжённостью, в чём сказалось влияние Ф. М. Достоевского. Г. обращался и к жанру сказки, фантастической новеллы, очерка. Искания нравственного идеала и новых форм массовой литературы сближали творчество Г. с народными рассказами Л. Н. Толстого
(«Сказание о гордом Агее», 1886, «Сигнал», 1887), но к толстовской философии непротивления злу он относился отрицательно. Обладая обострённой впечатлительностью, Г. болезненно чутко реагировал на общественная несправедливость. В 1880, потрясённый казнью революционера И. О. Млодецкого и неудачей при попытке вступиться за него, Г. тяжело заболел, около 2 лет находился в психиатрической лечебнице. Во время одного из припадков покончил с собой.
Соч.: Полн. собр. соч. в трех томах, т. 3 - Письма. [Вступит. ст. и коммент. Ю. Г. Оксмана], 1934 [т. 1-2 не вышли]; Соч., [вступ. ст. Г. Бялого], М. - Л., 1963; La guerre, P., 1897 (предисл. Ги де Мопассана).
Лит.: Памяти Гаршина. Художественно-литературный сборник, СПБ, 1889; Короленко В. Г., В. М. Гаршин, Собр. соч., т. 5, М., 1953; Порудоминский Вл., Гаршин, М., 1962; Евнин Ф. И., Ф. М. Достоевский и В. М. Гаршин, «Изв. АН СССР. ОЛЯ», 1962, т. 21, в, 4; Бялый Г. А., В. М. Гаршин, Л., 1969; Гургулова М., Творчеството на В. М. Гаршин, [София], 1966; История русской литературы XIX в. Библиографич. указатель, М. - Л., 1962.
Н. И. Азарова.
В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница» (Москва, 1937). Илл. Г. Никольского.

В. М. Гаршин.

Гарциния    Гаршин    Гаршнеп