Лисицкий

Лисицкий в Энциклопедическом словаре:
Лисицкий - Лазарь Маркович (псевдоним Эль Лисицкий) ЛИСИЦЫ - родмлекопитающих семейства волчьих. Ок. 10 видов, в Евразии, Сев. Америке,Африке, завезены в Австралию. Широко распространены обыкновенная, илирыжая, лисица, длина тела до 90 см, хвоста до 60 см. Истребляют вредныхгрызунов. С помощью селекции обыкновенной лисицы выведенысеребристо-черная, платиновая и другие формы. Лисицы - объект пушногопромысла и звероводства.


(псевд. Эль Лисицкий) Лазарь Маркович (1890-1941) - российскийархитектор, художник-конструктор, график. В 1921-25 жил в Германии иШвейцарии. Член Аснова и нидерландской группы ''Стиль''. Разрабатывалпроекты высотных домов, трансформируемой мебели, методы художественногоконструирования книги (''Хорошо!'' В. В. Маяковского, 1927).

Определение слова «Лисицкий» по БСЭ:
Лисицкий (псевдоним - Эль Лисицкий)
Лазарь Маркович [10(22).11.1890, с. Починок, ныне Смоленской области, - 30.12.1941, Москва], советский архитектор, художник-конструктор, график. Учился на архитектурном факультете Высшей технической школы в Дармштадте (ныне в ФРГ; 1909-14) и в Рижском политехническом институте в Москве (1915-16). Преподавал в Народной художественной школе в Витебске (1919-20), московском Вхутемасе (1921) и Вхутеине (с 1926); был членом Инхука (с 1920). В мастерской Л. выполнен проект
«Ленинская трибуна» (1920-24). В 1921-25 жил в Германии и Швейцарии; был членом голландской группы «Стиль». Архитектурная деятельность Л., подготовленная серией экспериментальных проектов «Проуны» («Проекты утверждения нового»; 1919-24),
заключалась в решении проблем вертикального зонирования городской застройки (проекты «горизонтальных небоскрёбов» для Москвы, 1923-25), в активном участии в работе объединения Аснова и ряде архитектурных конкурсов 20-х гг. (проекты: Дома текстилей, 1925, и комбината газеты «Правда», 1930, для Москвы; жилых комплексов для Иваново-Вознесенска, 1926).
Л. выполнил в духе Супрематизма ряд агитационных плакатов («Клином красным бей белых!», 1920, и др.), разрабатывал проекты трансформируемой и встроенной мебели (1928-29), утверждал новые принципы выставочной экспозиции, понимая её как единый организм (советские павильоны на зарубежных выставках 1925-34; Всесоюзная полиграфическая выставка в Москве, 1927), и решения сценического пространства (работы для театра). В области книжного оформления Л. обосновывал на практике метод визуально-пространственного конструирования книги, используя скупую орнаментику, контрастное сопоставление типографских шрифтов, новые средства полиграфии (фотомеханический и др.), возможности фотомонтажа
(«Хорошо!» Маяковского, оформление журнала «СССР на стройке», 1932-41, и ряда фотоальбомов 30-х гг.).
Соч.: Ruβland. Architektur fьr eine Weltrevolution, В., 1965.
Лит.: Искусство книги, в. 3. 1958-1960, [М., 1962], с. 145-68; Lissitzky-Kьppers S., El Lissitzky..., Dresden, 1967.
С. О. Хан-Магомедов.

Лисициан    Лисицкий    Лисицын