Многоосный автомобиль

Определение «Многоосный автомобиль» по БСЭ:
Многоосный автомобиль - автомобиль, имеющий число осей более двух. Многоосными чаще всего выполняются грузовые автомобили и тягачи, реже автобусы и троллейбусы. М. а. благодаря распределению общего веса на большее число осей имеют, как правило, большую грузоподъёмность и повышенную проходимость по сравнению с двухосными. Недостатки М. а. - их повышенная стоимость и большие расходы на эксплуатацию.
Первая попытка создания М. а. относится к 1898; серийное производство началось в середине 1920-х гг. на заводе «Рено» (Франция). В СССР выпуск М. а. (ЯГ-10) грузоподъёмностью 8 т начал Ярославский автомобильный (ныне моторный) завод в 1932.

Краткая техническая характеристика многоосных автомобилей, выпускаемых в СССР











ПоказателиMapка автомобиля
ЗИЛ-Урал-375ДКамАЗКрАЗ-257КрАЗ-255БМАЗ-516AMA3-537A
131
Колёсная формула6Ч66Ч66 Ч46Ч46Ч66Ч28 Ч8
Грузоподъёмность, т3,54,58,012,07,514,515,0
Снаряженный вес, т6,468,4-11,1311,958,822,5
Мощность двигателя,
квт (л. с.)110(150)132(180)154(210)176(240)176(240)132(180)386(525)
Скорость, км/ч80758070708560
Контрольный расход топлива,
л/100 км4048-364030125

В зависимости от числа колёс принято характеризовать автомобили т. н. колёсной формулой, где первая цифра указывает на общее число колёс, а вторая - на число ведущих колёс (считая сдвоенное колесо за одно). М. а. выполняются трёх- и четырёхосными, а в отдельных случаях и пятиосными. М. а. первой группы (четырёхосные, рис., а - е) выпускаются в сравнительно небольших количествах и применяются в основном для геологоразведочных работ, в строительстве, в войсковых подразделениях. М. а. второй группы (трёхосные, рис., ж - м) более распространены и применяются для магистральных перевозок грузов; к ним относятся междугородные и сочленённые городские автобусы.
Машины повышенной проходимости (грузовые, специальные автомобили, тягачи, бронетранспортёры) выполняются со всеми ведущими колёсами. Краткие технические характеристики М. а., выпускаемых в СССР, приведены в табл.
Развитие конструкций М. а. повышенной проходимости осуществляется за счёт создания сочленённых автомобилей с числом осей от 3 до 6; в дорожных М. а. намечается тенденция к более широкому использованию схем, показанных на рис., д, к и л (для грузовых автомобилей) и рис., к и м (для автобусов).
Лит.: Колесные автомобили высокой проходимости, М., 1967; Селиванов И. И., Автомобили и транспортные гусеничные машины высокой проходимости, М., 1967; Краткий автомобильный справочник, 6 изд., М., 1971.
Л. М. Шугуров.
16/1602800.tif
Схемы многоосных автомобилей (ведущие колёса выделены чёрным цветом): а - МАЗ-537А (СССР), Татра-813 (ЧССР); б - БТР-60П (СССР), ДАФ (Нидерланды); в - Панар-ЭБР (Франция); г - АЕК-Маммут (Великобритания); д - Скэммель-Самсон (Великобритания); е - СВАРЗ (СССР); ж - ЗИЛ-131 и Урал-375 (СССР); э - Альвис (Великобритания); и - КрАЗ-257 (СССР); к - Бюссинг-Суперкарго (ФРГ), ФИАТ-590НА (Италия); л - МАЗ-516 (СССР); м - Икарус-180 (ВНР), Шкода-ШМ 16,5 (ЧССР).

Многоножковые    Многоосный автомобиль    Многопёры