Новер

Новер в Энциклопедическом словаре:
Новер - (Noverre) Жан Жорж (1727-1810) - французский балетмейстер,реформатор и теоретик хореографического искусства. Основываясь на эстетикефранцузских просветителей, создавал спектакли, в которых содержаниераскрывалось в драматически выразительных пластических образах, сделалбалет самостоятельным видом сценического искусства. Автор кн. ''Письма отанце и балетах'' (1766).

Значение слова Новер по словарю Брокгауза и Ефрона:
Новер (Якоб Nover, род. в 1845 г.) — немецкий филолог. Главные его труды: "Ursprung und älteste Gestalt der Nibelungensagen" (1880); "Nordgermanische Gö tter- und Heldensagen" (1884, 3-е изд. в 1901 г.); "Bilder von Niederrhein" (1882); "V ater Rhein in Sage und Dichtung" (1882); "Götterdämmerung" (1887); "Richard Wagner und die deutsche Sage" (1889); "Bühneniestspiele in Bayreuth" (1889); "Deutsche Volkssagen" (1890); "Die Tiersage" (1893); "Die Faustsage und ihre poetische Gestaltung" (1894); "Deutsche Sagen in ihrer Entstehung, Fortbildung und poetischen Gestaltung" (1895); "Die Tannhäusersage und ihre poetische Gestaltung" (1897); "Wilhelm Tell und die Freiheitskämpfe der Schweiz" (1899); "Die Lohengrinsage" (1899); "Hermann der Cherusker" (1900); "Karl der Grosse und seine Paladine" (1900); "Der Mythus von der Götterdämmerung, seine ethische und pädagogische Bedeutung" (1902).

Определение слова «Новер» по БСЭ:
Новер (Noverre)
Жан Жорж (29.4.1727, Париж, - 19.10.1810, Сен-Жермен-ан-Ле), французский балетмейстер. Ученик балетмейстера Л. Дюпре. Выступал как танцовщик с 1743. В 1755-57 возглавлял балетную труппу в театре «Друри-Лейн» в Лондоне. В постановках
«Ринальдо и Армида», «Адмет и Альцеста», «Медея и Язон» Родольфа, «Отмщённый Агамемнон» и «Апеллес и Кампаспа» Аспельмайра, «Горации и Куриации» Старцера и др. (на сценах театров Штутгарта и Вены) Н. разработал принципы героического балета и балета-трагедии. В 1776-1780 балетмейстер в
«Гранд-Опера» в Париже. В 1781-94 (с перерывами) работал в Лондоне. Н. поставил свыше 80 балетов. В 1759 вышел его знаменитый труд «Письма о танце и балетах», где Н. обосновал принципы балета-пьесы, воплощаемого средствами действенных пантомимы и танца в содружестве композитора, хореографа и художника. Ученики Н.: Ж. Доберваль, Ш. Дидло, Ш. Ле Пик и др. Теория, подкрепленная практикой, принесла Н. славу «отца современного балета».
Соч.: Lettres sur la danse, sur les ballets et les arts, v. 1-4, St-Petersbourg, 1803-1804; Lettres sur les arts imitateurs en gйnйral et sur la dans en particulier, v. 1-2, P., 1807; в рус. пер.- Письма о танце и балетах. [Ред.
и вступ. ст. Ю. И. Слонимского], Л. - М., 1965.
Лит.: Соллертинский И. И., Жизнь и творчество Новерра, в кн.: Классики хореографии, Л. - М., 1937; Lynham D., The Chevalier Noverre: father of Modern ballet, a biography, L., 1972.
В. М. Красовская.
Ж. Ж. Новер.

Новенькое    Новер    Новеть