Петров-Водкин

Петров-Водкин в Энциклопедическом словаре:
Петров-Водкин - Кузьма Сергеевич (1878-1939) - российский живописец,заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). С нач. 1910-х гг. перешел оталлегорических к целостным монументально-декоративным произведениям сритмизированной компактной композицией, контрастами открытых и яркихцветов (''Играющие мальчики'', 1911). Разработал т. н. сферическуюперспективу, создал драматические тематические картины (''1918 год вПетрограде'', 1920), аналитически строгие портреты (''А. А. Ахматова'',1922), натюрморты, выявляющие конструктивность предметного мира (''Черемухав стакане'', 1932). Работал как график и театральный художник.


Кузьма Сергеевич ПЕТРОВИЧ (Petrovici) Эмил (1899-1968) -румынский языковед. Труды по диалектологии, лингвистической географии,истории, ономастике, фонетике и фонологии румынского языка и славянскойдиалектологии.

Определение слова «Петров-Водкин» по БСЭ:
Петров-Водкин - Кузьма Сергеевич [24.10(5.11).1878, Хвалынск, ныне Саратовской области - 15.2.1939, Ленинград], советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1905) у В. А. Серова, в студии А. Ажбе в Мюнхене (1901) и в частных академиях Парижа (1905-08). Посетил Италию (1905) и Северную Африку (1907). Член объединений
«Мир искусства» (с 1911) и «Четыре искусства» (с 1924). Испытав в 1900-е гг. сильное влияние немецких и французских мастеров Символизма и «Модерна» (Ф. фон Штука, П. Пюви де Шаванна, М. Дени и др.), а также В. Э. Борисова-Мусатова, П.-В. стал одним из выразителей символистических тенденций в русской живописи. С начала 10-х гг. элегическая созерцательность, невнятный лиризм, разорванный, вялый ритм и сумрачный колорит ранних работ
(«Берег», 1908, «Сон», 1910) сменяются в творчестве П.-В. эмоциональной напряжённостью и пластической ясностью образов, остроритмизованной компактной композицией, контрастами открытых ярких цветов («Играющие мальчики», 1911; все три - в Русском музее, Ленинград). Картина
«Купание красного коня» (1912, Третьяковская галерея), воспринятая в духовной атмосфере тех лет как предчувствие новой исторической эпохи, знаменует окончательный переход художника от туманных аллегорий к актуально звучащей и вместе с тем всеобъемлющей символике, от неорганичного соединения плоскостного и объёмного начал к единому монументально-декоративному целому. Ощутимый в этом произведении П.-В. интерес к итальянской живописи раннего Возрождения и русской иконописи во многом определяет гармоническую просветлённость и отточенную пластику его работ 10-х гг.; одновременно намечается отход П.-В. от классической перспективы в пользу так называемой сферической, достигаемой использованием нескольких точек зрения, наклоном вертикальных композиционных осей, разворотом плоскостей к зрителю и позволяющей совместить разновременные эпизоды, подчеркнуть момент движения, охватить обширное пространство
(«Полдень», 1917, «Утренний натюрморт», 1918, см. илл.; оба произведения - в Русском музее). В 20-е гг. П.-В. продолжает разрабатывать проблемы перспективы и композиции (добиваясь панорамного эффекта картины), решать колористические задачи (объединяя все формы и планы с помощью трёх основных цветов - красного, жёлтого и синего). В советское время П.-В. стремится к постижению сути исторического перелома в судьбе страны во взаимосвязи с
«космическим», «планетарным» осмыслением реальности, к чувственно-конкретной передаче трагических и героических жизненных коллизий, открытию в малом всего многообразия природных связей. Он создаёт пронизанные суровым пафосом революционной борьбы, идеей жертвенности во имя будущего тематической композиции
(«1918 год в Петрограде», 1920, Третьяковская галерея; «После боя», 1923, Центальный музей Советской Армии, Москва; «Смерть комиссара», 1928, см. илл.), пишет аналитически-строгие портреты (портрет А. А. Ахматовой, 1922), поэтические, раскрывающие чувство полноты бытия портретно-жанровые композиции
(«Девушка в сарафане», 1928), обостренно передающие конструктивность предметного мира натюрморты («Черёмуха в стакане», 1932; все три произведения - в Русском музее). В 20-30-е гг. П.-В. много работает как график и театральный художник. Среди его литературных произведений (рассказы, повести, пьесы, очерки, теоретические статьи) выделяется автобиографическая
«Моя повесть» (1-я часть, «Хлыновск», 1930; 2-я часть, «Пространство Эвклида», 1932; вместе с очерками «Самаркандия» переиздана, Л., 1970). С первых лет Советской власти П.-В. был одним из реорганизаторов системы художественного образования [в 1918-1933 преподавал в Государственных свободных художественных учебных мастерских - институте живописи, скульптуры и архитектуры в Петрограде (Ленинграде)].
Лит.: Костин В. И., К. С. Петров-Водкин, [М., 1966]; К. С. Петров-Водкин. 1878-1939. Каталог выставки, М.- Л., 1966; К. С. Петров-Водкин. [Альбом. Вступ. ст. Л. Мочалова], Л., [1971].
Т. И. Алабина.
К. С. Петров-Водкин. «Утренний натюрморт». 1918. Русский музей. Ленинград.

К. С. Петров-Водкин. «Играющие мальчики». 1911. Русский музей. Ленинград.

К. С. Петров-Водкин. «Мать». 1913. Третьяковская галерея. Москва.

К. С. Петров-Водкин. «После боя». 1923. Центральный музей Советской Армии. Москва.

К. С. Петров-Водкин. «За самоваром». 1926. Третьяковская галерея. Москва.

К. С. Петров-Водкин. «1919 год. Тревога». 1934. Русский музей. Ленинград.

К. С. Петров-Водкин. Портрет А. А. Ахматовой. 1922. Русский музей. Ленинград.

К. С. Петров-Водкин. «Селёдка». 1918. Русский музей. Ленинград.

К. С. Петров-Водкин. Портрет Андрея Белого. Этюд. 1932. Картинная галерея Армянской ССР. Ереван.

К. С. Петров-Водкин. Автопортрет. 1918. Русский музей. Ленинград.

К. С. Петров-Водкин. «Смерть комиссара». 1928. Русский музей. Ленинград.

К. С. Петров-Водкин. «Купание красного коня». 1912. Третьяковская галерея. Москва.

Петров-Бирюк    Петров-Водкин    Петрова