Страсти

Значение слова Страсти по Ефремовой:
Страсти - Страдания, мучения.


То, что вызывает страх, ужас.

Страсти в Энциклопедическом словаре:
Страсти - храмовое действо, содержание которого основано на евангельскойистории страданий и смерти Христа. Вошли в церковный обиход в 4 в.,первоначально в виде псалмодии. С 13 в. текст ''Страстей'' исполнялся вдиалогической манере, с нач. 16 в. озвучивался в формах полифоническогомногоголосия (мотетные ''Страсти''). В 17-18 вв. распространилсяораториальный тип ''Страстей'' (использовались речитатив, ария, вокальныеансамбли, ритурнели и др.). Расцвет жанра связан с немецкой культурой 18в. (''Страсти по Иоанну'', ''Страсти по Матфею'' И. С. Баха).

Определение слова «Страсти» по БСЭ:
«Страсти»,
пассион (нем. Passion, от лат. passio - страдание), музыкальное произведение на евангельский текст о предательстве Иуды, пленении и казни Иисуса. «С.» введены в католический обиход в 4 в., они приурочивались к предпасхальной, т. н. страстной неделе. Первоначально исполнялись в псалмодической манере (см. Псалмодия), с 14 в. господствовал тип
«С.», основанный на диалоге солиста (дьякона) и хора. Постепенно обособлялись и партии участников драмы. В 16 в. возник «мотетный» полифонический тип «С.» (см. Мотет), появились и протестантские «С.»
с текстом на немецком языке и с широким привлечением протестантского хорала. Параллельно с церковными развивались и народные инсценировки «С.», где в драму привносились жанрово-бытовые моменты. В начале 18 в. утвердился ораторнальный тип «С.».
Такие «С.», позднее утратившие культовое значение, исполняются в концертах. Выдающиеся образцы жанра ораториальных «С.» - «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею» И. С. Баха.
Лит.: Друскин М., Пассионы И. С. Баха, Л., 1972.

Страсбурский Университет    Страсти    Страсти-мордасти