Стрепетова

Стрепетова в Энциклопедическом словаре:
Стрепетова - Полина (Пелагея) Антипьевна (1850-1903) - российская актриса.Выступала преимущественно в провинции (с 1865), в 1881-90 всанкт-петербургском Александринском театре. Трагедийное дарованиеСтрепетовой особенно ярко проявилось в ролях Лизаветы (''Горькая судьбина''А. Ф. Писемского) и Катерины (''Гроза'' А. Н. Островского).

Значение слова Стрепетова по словарю Брокгауза и Ефрона:
Стрепетова (Пелагея Антиповна, по 1-му мужу Писарева, по 2 мужу Погодина, род. 1850 г.) — талантливая драматическая артистка; в 1865 г. поступила на сцену в г. Рыбинске, после чего играла в Ярославле, Симбирске и Москве. В 1881 г. была приглашена в СПб. на Александринскую сцену, где прослужила 9 лет; впоследствии, в сезоне 1899—1900 г., занимала на той же сцене амплуа драматических матерей и старух. Обладая нервным темпераментом, С. лучше всего в ролях, требующих большого чувства. Ее коронные роли — Катерина (в "Грозе") и Лизавета (в "Горькой Судьбине").

Определение слова «Стрепетова» по БСЭ:
Стрепетова - Полина (Пелагея) Антипьевна [4(?).10.1850, Нижний Новгород, ныне Горький, - 4(17).10.1903, Петербург], русская актриса. Не получив театрального образования, С. многое восприняла от товарищей по сцене: ученицы М. С. Щепкина - А. И. Шуберт, своего мужа - актёра М. И. Писарева. На формирование её творчества оказали большое влияние эстетические взгляды В. Г. Белинского и Н. А. Добролюбова. Дебютировала в 1865 в Рыбинске. Выступала в провинции.
Играла в комедиях, водевилях, драмах, опереттах. Трагедийный талант С. проявился в ролях Лизаветы и Катерины («Горькая судьбина» Писемского и «Гроза» Островского, 1871, Казань), ставших вершинами её искусства. В числе лучших работ - Степанида
(«Около денег» Потехина, начала 80-х гг.). С. - первая на русской сцене раскрыла духовную силу русской женщины. Изображая её бесправие, она подчёркивала в то же время в своих образах мотивы социального протеста. Искренность, огромная эмоциональность, темперамент искупали некоторую неровность игры С., недостатки её внешних данных. Значительными достижениями актрисы стали роли Марьи Андреевны
(«Бедная невеста» Островского), Василисы Мелентьевой («Василиса Мелентьева» Островского и Гедеонова), Марьицы («Каширская старина» Аверкиева). В 1873 С. была актрисой Общедоступного театра в Москве. Неоднократно выступала в руководимом А. Н. Островским Артистическом кружке. В 1880 играла в Пушкинском театре А. А. Бренко в Москве. В 1881-90 и в 1899-1900 в труппе петербургского Александринского театра. Исполнила здесь новые роли: Кручинина
(«Без вины виноватые» Островского), Сарра («Иванов» Чехова). Однако противоречия между С., с её идейными и художественными убеждениями и консервативно настроенным руководством императорского театра послужили причиной увольнения артистки из труппы.
Выдающееся трагедийное дарование С. высоко ценили многие деятели искусства. «Как природный талант, это явление редкое, феноменальное..., - писал А. Н. Островский, - Ее среда - женщины низшего и среднего классов общества; ее пафос - простые, сильные страсти»
(Полн. собр. соч., т. 10, 1960, с. 282).
Соч.: Воспоминания и письма, М. - Л., 1934.
Лит.: П. А. Стрепетова. Жизнь и творчество трагической актрисы, М. - Л., 1909; Фельдман З., Полина Антипьевна Стрепетова, М. - Л., 1947: Беньяш Р. М., Пелагея Антипьевна Стрепетова, Л., 1967.
П. А. Стрепетова.

П. А. Стрепетова в роли Лизаветы («Горькая судьбина» А. Ф. Писемского).

Стрепетиный    Стрепетова    Стрептодермия