Адорно

Адорно в Энциклопедическом словаре:
Адорно - (Adorno) (Визенгрунд-Адорно) Теодор (1903-69) - немецкий философ,социолог, музыковед. Представитель франкфуртской школы. Выступил скритикой культуры и общества (''Диалектика Просвещения'', 1948, совместно сМ. Хоркхаймером) и идеями ''отрицательной диалектики''. Адорно и егосотрудники провели в нач. 1940-х гг. в США исследование ''авторитарнойличности'' как социально-психологической предпосылки фашизма. В концепции''новой музыки'' как протокольной фиксации ''непросветленного страдания''ориентируется на творчество композиторов новой венской школы.

Определение слова «Адорно» по БСЭ:
Адорно (Adorno)
Теодор [фамилия отца - Визенгрунд (Wiesengrund); А. - фамилия матери] (11.9.1903, Франкфурт-на-Майне, - 6.8.1969, Бриг, Швейцария), немецкий философ, социолог и музыковед. В 1931-33 доцент Франкфуртского университета. После 1933 в эмиграции в Англии, с 1938 в США. С 1949 во Франкфурте-на-Майне; профессор университета (с 1950), руководитель института социальных исследований (с 1953). Критика культуры и общества, развитая А. совместно с немецким социологом М. Хоркхеймером
(«Диалектика просвещения», 1947), сложилась в русле идей гегелевской диалектики, теории товарного фетишизма, отчасти - психоанализа З. Фрейда. В центре внимания А. - критический анализ изменений в характере человека в т. н. управляемом обществе, в понятии которого А. в сущности отождествляет буржуазное и социалистическое общество. В период пребывания в США А. и его сотрудниками было проведено конкретное исследование структуры и формирования т. н. авторитарной личности, рассматриваемой как психологическая предпосылка фашизма
(«Авторитарная личность», 1950). Вслед за В. Беньямином А. видит цель философии не в «конструировании всеобщего», а в раскрытии специфики единичного и особенного («Отрицательная диалектика», 1966). В ряде работ подверг критике феноменологию, Экзистенциализм и Неопозитивизм.
В философско-эстетической концепции «новой музыки» А. ориентируется на творчество австрийских композиторов А. Шёнберга, А. Берга, А. Веберна, видя в нём адекватное раскрытие страха и отчаяния одинокого человека в современном буржуазном обществе. С этой точки зрения А. критикует неоклассицизм И. Стравинского как
«реставрацию» отживших музыкальных форм («Философия новой музыки», 1949), массовую стандартизованную музыкальную культуру и ложное музыкальное сознание, утрачивающее способность к восприятию художественной формы как целого. Автор ряда музыкальных произведений (ученик А. Берга). Свойственная работам А. афористичная лаконичность стиля сложилась под влиянием К. Крауса. В ряде работ и выступлений А. содержатся выпады в отношении общественной и культурной жизни социалистических стран. Оказал значительное воздействие на современную буржуазную социологию, философию и музыковедение.
Соч.: Zur Metakritik der Erkenntnisthcorie, Stuttg., 1956; Noten zur Literatur, Bd 1-3, Fr./M., 1958-65; Klangfiguren, В., 1959; Einleitung in die Musiksoziologie, Fr./M., 1962; Minima Moralia, Fr./M., 1962; Dissonanzen, 3 Aufl., Gцtt., 1963; Quasi una fantasia, Fr./M., 1963; Negative Dialektik, Fr./M., 1966.
Лит.: Манн Т., Собр. соч., т. 9, М., 1960, с. 228-31; Золтай Д., Музыкальная культура современности в зеркале эстетики Т. Адорно, «Вопросы философии», 1968, № 3; Давыдов Ю., Негативная диалектика «Негативной диалектики»
Адорно, «Советская музыка», 1969, № 7-8.
Ю. Н. Попов.

Адоратский    Адорно    Адр