Батюшков

Батюшков в Энциклопедическом словаре:
Батюшков - Константин Николаевич (1787-1855) - русский поэт. Главаанакреонтического направления в русской лирике ("Веселый час", "Моипенаты", "Вакханка"). Позже пережил духовный кризис ("Надежда", "К другу"); в жанре элегии - мотивы неразделенной любви ("Разлука", "Мойгений"), высокий трагизм ("Умирающий Тасс", "Изречение Мельхиседека").

Константин Николаевич Батюшков (1787-1855)

Определение слова «Батюшков» по БСЭ:
Батюшков - Константин Николаевич [18(29).5.1787, Вологда, - 7(19).7.1855, там же], русский поэт. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Был на военной службе, позднее на дипломатической (в Италии). В 1822 заболел душевной болезнью. Начал писать стихи с 1802. Развитию мировоззрения Б. способствовали идеи французских просветителей 18 в. В стихотворной сатире
«Видение на берегах Леты» (1809) выступил против «Беседы любителей русского слова» - оплота литературного «староверия». Участвовал в прогрессивном литературном кружке «Арзамас».
Б. стал главой так называемой «лёгкой поэзии» (элегии, послания, антологического стихотворения), требовавшей, по его мнению, «возможного совершенства, чистоты выражения, стройности в слоге, гибкости, плавности». Воспевание радостей земной жизни, дружбы, любви сочеталось в его дружеских посланиях с утверждением внутренней свободы поэта, независимости его от
«рабства и цепей» феодально-абсолютистского общественного строя. Программным произведением явилось послание «Мои Пенаты» (1811-12, опубликовано в 1814). Патриотическим чувством проникнуто написанное во время Отечественной войны 1812 послание «К Дашкову».
Под влиянием впечатлений войны, разрушения Москвы и личных потрясений Б. переживает духовный кризис: разочарование в идеях просветительной философии, нарастание религиозных настроений. Его поэзия окрашивается во всё более печальные тона, завершаясь мрачным
«Изречением Мельхиседека» (1821). К числу лучших стихотворений Б. принадлежат «Мой гений» (1815), «Таврида» (1817), «Умирающий Тасс» (1817), переводы из греческой антологии (1817-18), «Подражания древним».
А. С. Пушкин восхищался музыкальностью его стиха («Звуки италианские! Что за чудотворец этот Батюшков»), В. Г. Белинский - его «пластикой», «скульптурностью». Б. писал и в прозе (очерки, статьи о литературе и искусстве).
Соч.: Соч., т. 1-3, СПБ, 1885-87; Соч., вступ. ст., ред. и коммент. Д. Д. Благого, М.-Л., 1934; Стихотворения, вступ. ст. Б. В. Томашевского, [Л.], 1948; Полн. собр. стихотворений. Вступ. ст. и прим. Н. В. Фридмана, М.-Л., 1964.
Лит.: Белинский В. Г., Сочинения Александра Пушкина (ст. 2 и 3), Полн. собр. соч., т. 7, М., 1955; Майков Л. Н., Батюшков, его жизнь и сочинения, 2 изд., СПБ, 1896: Фридман Н. В., Проза Батюшкова, М., 1965.
Д. Д. Благой.
К. Н. Батюшков.

К. Н. Батюшков.

Батюшкин    Батюшков    Батя