Добиньи

Добиньи в Энциклопедическом словаре:
Добиньи - (Daubigny) Шарль Франсуа (1817-78) - французский живописец играфик. Представитель барбизонской школы. Интимные, поэтичные, тонкие поцветовым нюансам пейзажи (''Утро'', 1858).

Значение слова Добиньи по словарю Брокгауза и Ефрона:
Добиньи (Шарль Франсуа Daubigny, 1817—1878) — один из замечательнейших французских пейзажистов новейшего времени. Первоначальное художественное образование получил в Париже, под руководством своего отца, Эдма Франсуа Д., и в возрасте 15—16 лет уже добывал средства к жизни раскраской жестянок, мелкими декоративными работами и рисунками для иллюстраций. Скопив себе небольшую сумму денег, отправился в Италию и провел 11 месяцев в Субиако, близ Рима. По возвращении из этого путешествия в Париж, работал у одного реставратора картин и посещал классы Училища изящных искусств, где его ближайшим наставником был знаменитый П. Деларош. Окончательным развитием своего таланта он был, однако, обязан собственному труду и непосредственному изучению природы. Начав выставлять свои картины в парижских салонах с 1838 г., стал входить все в большую и большую известность с 1851 г., в котором явились перед публикой его: "Прачка в Оптев ò ", "Ладья" и "Собирание винограда". В этих прекрасных пейзажах, а еще решительнее в последующих произведениях своей кисти, он явился импрессионистом в лучшем смысле слова: не заботясь о выделке деталей, он верно и сильно передавал общее впечатление природы широким, свободным приемом исполнения, свежими и гармоничными красками. Вблизи его живопись кажется грубой и небрежной; но с некоторого расстояния она представляется точным воспроизведением действительности, полным поэзии, возбуждающим в зрителе то отрадное, то меланхолическое настроение. Мотивы его пейзажам доставляли преимущественно приморские места Бретани и Нормандии, Морван, реки, а также, с 1864 г., испанские постоялые дворы (posades). Для написания этюдов прямо с натуры Д. завел себе судно, на котором и разъезжал по разным местностям. Как на особенно замечательные из картин Д., можно указать на "Шлюз в Оптевоской долине" (1855, в Люксанбургской галерее, в Париже), "Весну" (1854, там же), "Берега Уазы" (1857, в Бордоском муз.), "Деревню близ Боньера" (1867), "Девственные острова в Безоле" (1851, в Авиньонском муз.), "Вид в Кальвадосе" (1867, в Марсельском муз.) и на некоторые другие. В Кушелевской галерее Имп. акад. худ. в СПб. имеется прекрасный пейзаж этого художника: "Пруд". Д. известен также, как отличный гравер-офортист. Из его многочисленных гравюр лучшие: "Кустарник" и "Луч солнца", с луврских картин Я. ван Рюйсдаля. — Сын и ученик знаменитого пейзажиста, Шарль Пьер Д., прозванный Карлом Д. (род. в 1846 г.), составил себе уважаемое имя во французском искусстве пейзажами, написанными совершенно в манере его отца, но не столь мастерскими и поэтичными. А. С—в.

Определение слова «Добиньи» по БСЭ:
Добиньи (Daubigny)
Шарль Франсуа (15.2.1817, Париж, - 19.2.1878, там же), французский живописец и график. В 1840 учился у П. Делароша. В 1840-х гг. работал главным образом как иллюстратор; в конце 1840-х гг. пришёл в своих офортах к реалистическому пейзажу, примкнул к барбизонской школе. С 1850-х гг. писал простые по мотивам, наделённые тихим, интимным очарованием небольшие пейзажи
(«Берег Уазы», Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Основываясь на тщательном изучении природы, Д. непосредственно и поэтично передаёт её свежесть и трепетность, фиксирует её переходные состояния. В пейзажах более крупного размера
(«Запруда в долине Оптево», 1855, Музей изящных искусств и керамики, Руан) Д. стремится создать более обобщённый образ природы. Для его живописи характерны лёгкость, нежность, порою прозрачность красок, богатый валёрами тональный колорит.
Лит.: Laran J., Daubigny, P., 1913.
Ш. Ф. Добиньи. «Утро». 1858. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Москва.

Добиваться    Добиньи    Добирание