Дюамель

Дюамель в Энциклопедическом словаре:
Дюамель - (Duhamel) Жорж (1884-1966) - французский писатель. Сборникистихов, пьесы, рассказы (1910-е гг.); примыкал к унанимизму. В сериироманов ''Хроника семьи Паскье'' (тома 1-10, 1933-44) показал моральноебессилие мелкого буржуа в мире механической цивилизации. Серия романов''Жизнь и приключения Салавена'' (тома 1-5, 1920-32). Мемуары ''Моя жизнь присвете дня'' (тома 1-5, 1944-53).


(Duhamel) Жан Мари Констан (1797-1872) - французский математик,иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1859). Труды поматематической физике, в частности по теории колебаний, теории рядов итеории упругости. Сформулировал принцип - аналог метода вариациипостоянных (принцип Дюамеля). Создал общий метод исследования вынужденныхколебаний.

Определение слова «Дюамель» по БСЭ:
Дюамель (Duhamel)
Жорж (30.6.1884, Париж, - 13.4.1966, Вальмондуа), французский писатель, член Французской академии (1935). Вырос в мелкобуржуазной семье. Врач по образованию. Один из основателей творческого объединения «Аббатство» (1906). Поэт (книги стихов «Легенды, битвы», 1907, «Спутники», 1912),
драматург (пьесы «Свет», 1911, «Битва», 1913) и критик (этюды «Поль Клодель», 1913, «Поэты и поэзия», 1914), Д. дебютировал как представитель Унанимизма. В реалистических рассказах
(«Жизнь мучеников», 1917, рус. пер. 1924; «Цивилизация», 1918, Гонкуровская премия, рус. пер. 1924) и балладах (книга стихов «Элегии», 1920) Д. пацифистски осуждал 1-ю мировую войну 1914-18 (фарс «Лапуант и Ропито», 1919).
Отвергал революционное переустройство общества (эссе «Беседы в суматохе», 1919), защищал «независимость духа» от политики.
Творчество Д. двойственно: резкая критика ницшеанствующих «спасителей» человечества (комедия «Сообщество атлетов», 1920), колониальной войны в Марокко (заявление Д. в журнале «Кларте» - «Clartй», 15.7.1925, № 76),
интерес к созиданию нового мира (очерки «Путешествие в Москву», 1927), осуждение американской «торгашеской диктатуры» (очерки «Сцены будущего», 1930) совмещались у него с боязнью революционной активности масс. В цикле романов
«Жизнь и приключения Салавена» (т. 1-5, 1920-32) рассказано о трагическом стремлении «маленького человека» обрести себя в духовном самопознании и общественном действии. Угрозе стандартизации жизни (эссе «Гуманист и автомат», 1933),
духовному кризису Запада (эссе «Защита литературы», 1937) Д. противопоставляет лишь созерцание чуда самой жизни («Сказки моего сада», 1936). Д. видел опасность фашизма («Дневник белой войны», 1939), его книги заметок
(«Французские позиции», 1940) и впечатлений военной поры («Место убежища», 1940) сожжены нацистскими оккупантами, которых он проклял в очерке «На руинах морали: Орадур-сюр-Глан» (1944). Духовная несвобода, власть денег, кризис буржуазного общества воссозданы Д. в реалистической серии романов
«Хроника семьи Паскье» (т. 1-10, 1933-44). В романе «Путешествие Патриса Перио» (1950) Д. отдал дань реакционной демагогии периода «холодной войны». Автор атомной утопии «Пассажиры "Надежды"» (1953) и детектива
«Комплекс Теофиля» (1958). Примечательны его мемуары «Моя жизнь при свете дня» (т. 1-5, 1945-53).
Соч.: Nouvelles du Sombre empire, P., 1960; в рус. пер. - Теория свободного стиха, М., 1920 (совм. с Ш. Вильдраком); Полуночная исповедь, М.-П., 1923; Двое, Л., 1925; Дневник Салавена, М.-Л., 1927; Баллада о солдатской смерти, в кн.: Современная революционная поэзия Запада, предисл. А. В. Луначарского, М., 1930.
Лит.: История французской литературы, т. 4, М., 1963; Maurois A., Georges Dubamel, «A la page», 1966, № 28; Georges Duhamel. 1884-1966, [P.], 1967 (имеется библ.).
В. П. Балашов.

Дю Тампль    Дюамель    Дюбарри