Гробница

Значение слова Гробница по Ефремовой:
Гробница - Сооружение из камня, в котором хранится прах умершего; усыпальница.

Значение слова Гробница по Ожегову:
Гробница - Сооружение из камня, в котором хранится гроб с прахом умершего; усыпальница

Гробница в Энциклопедическом словаре:
Гробница - архитектурное сооружение или саркофаг, вмещающие тело умершегои увековечивающие его память. Таковы древнеегипетские пирамиды, скальные икупольные гробницы средиземноморских и азиатских стран, античные ипозднейшие мавзолеи, известные с древности саркофаги.

Значение слова Гробница по словарю Ушакова:
ГРОБНИЦА
гробницы, ж. (устар.). Пышная могила, мавзолей.

Определение слова «Гробница» по БСЭ:
Гробница - архитектурное сооружение, Саркофаг, вмещающее тело умершего (в отличие от надгробия, возводимого над могилами). Монументальные погребальные сооружения такого рода носят название Мавзолей. Г. увековечивают в монументальных архитектурных формах и долговечных строительных материалах память об усопшем (первоначально главным образом правителе) и прославляют художественными средствами его деятельность. Таковы грандиозные древнеегипетские пирамиды, несущие идеи величия и бессмертия обожествленного фараона, и мастабы для погребения знати, а также микенские купольные Г., скальные Г. Индии, Передней Азии и Этрурии. У многих народов распространены Кенотафы. С 4 в. до н.э. тенденция к увековечению отдельной личности проявилась в монументальных архитектурных сооружениях в эллинистическом мире (мавзолей, т. е. гробница Мавсола, царя Карий, в Галикарнасе). Большой художественный интерес представляют разнообразные по формам и размерам Г. Древнего Рима (например, мавзолеи в г. Риме: Цецилии Метеллы, Еврисака - оба 1 в. до н. э.; императора Августа, 28 н. э.; императора Адриана, 135-140 н. э.).
Умелым синтезом архитектурных форм и богатого скульптурного декора отличаются монументальные Г. Китая и Кореи; яркая декоративность, многоцветная инкрустация самоцветами и поливными изразцами характерны для купольных Г. Индии (Тадж-Махал в Агре) и Средней Азии (Гур-Эмир в Самарканде). В Зап. Европе Г. помещались внутри церквей. Обычный атрибут европ. Г. - лежащая на саркофаге скульптурная фигура умершего. Для Г. раннего средневековья характерны скупость декоративной отделки и условность трактовки фигуры усопшего.
В дальнейшем постепенно усложняются формы и декор (над саркофагами возводятся пышные балдахины, иногда в виде арок; вводятся многочисленные статуи - богоматери, ангелов, плакальщиков, многофигурные рельефы), проявляется стремление к портретному сходству, сначала чисто внешнему, позже островыразительному, передающему неповторимые особенности определенной человеческой личности (гробницы Медичи работы Микеланджело в капелле Медичи церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1520-34). В Г. 17 в. противоречивое смешение фантастических и реальных образов, манерная экспрессия, виртуозность обработки материалов вытесняют силу и искренность чувств (Г. работы Л. Бернини в соборе св. Петра в Риме). В 18-19 вв. Г. становятся более строгими по формам и декору (мавзолей в Берлине - Шарлоттенбурге; гробница М. И. Кутузова в Казанском соборе в Ленинграде). Образец архитектуры нашего времени - Мавзолей В. И. Ленина в Москве.
М. Б. Михайлова.
Гробница кардинала Марсуппини (мрамор; начата в 1453) в церкви Санта-Кроче во Флоренции. Скульптор Дезидерио да Сеттиньяно.

Скальная гробница эль-Дейр в Петре (Иордания). 2-3 вв.

Гробиться    Гробница    Гробовой