Надгробие

Значение слова Надгробие по Ефремовой:
Надгробие - 1. Сооружение на могиле для увековечения памяти умершего; надмогильный памятник.
2. устар. Надпись на могильном памятнике; эпитафия.

Значение слова Надгробие по Ожегову:
Надгробие - Надгробный камень, памятник или другое памятное сооружение на могиле


Надгробие Надпись на могильном памятнике

Надгробие в Энциклопедическом словаре:
Надгробие - архитектурно-скульптурное произведение, устанавливаемое намогиле.

Значение слова Надгробие по словарю Ушакова:
НАДГРОБИЕ
надгробия, ср. (книжн. устар.). Надпись на могильном памятнике, эпитафия.

Определение слова «Надгробие» по БСЭ:
Надгробие - произведение скульптуры или малая архитектурная форма; предназначено для увековечения памяти умершего, устанавливается на его могиле (в отличие от гробницы, вмещающей в себя тело умершего, и ложного Н. - Кенотафа). В неолитических культурах Н. являлись деревянные столбы, Менгиры, в Древней Греции - статуи, стелы с изображением умершего. В раннесредневековой Европе на смену плоскорельефным стелам эпохи Великого переселения народов с распространением христианства приходят кресты. Основным типом Н. в Западной Европе с 11 в. становится тумба (пустая каменная или бронзовая коробка, прикрытая плитой со статуарным, рельефным или гравированным портретом умершего: устанавливалась над захоронением, обычно помещаемым в интерьере церкви).
На средневековом Кавказе были распространены каменные плиты с орнаментальной резьбой. Кит. Н. (вертикальные плиты, на которых высекались не портреты, а лишь имена) постепенно превратились в свободно стоящие мемориальные стены. В эпоху Возрождения Н., как правило, вытесняются гробницами. В Н. 17-18 вв. портреты всё чаще сочетаются с символами бренности земного бытия и аллегорическими фигурами; всё большую композиционную и смысловую роль играют надписи. С конца 18 - начала 19 вв. Н. устанавливаются большей частью не в церквах, а на кладбищах (превращающихся в своеобразные музеи Н.). В Н. 2-й половины 19 - 20 вв. религиозно-дидактическое начало постепенно ослабевает и единственным украшением могилы всё чаще становится портрет умершего или лаконичная эмблема, играющая чисто мемориальную роль.
Лит.: Нетунахина Г. Д., Удимова Н. И., Музей городской скульптуры. Краткий путеводитель, Л., 1972; s Jacob N., Idealism and realism. A study of sepulchral symbolism, Amst., 1954; Panofsky E., Tomb plastik, L., 1955.
В. Д. Синюков.
Надгробие на кладбище Донского монастыря в Москве. Камень. 18 в.

Надгробия в селении Куядинские Хутора (Дагестанская АССР). Камень. Конец 19 - нач. 20 вв.

Стела из Теренуфиса (Северный Египет). Камень. Между 275 и 350. Археологический музей Келси. Анн-Арбор.

В. И. Мухина. Надгробие М. А. Пешкова на Новодевичьем кладбище в Москве. Камень. 1935.

Г. Йокубонис. Надгробие родителей на кладбище в Паневежисе («Сон»). Камень. 1961.

Надгробие Л. Вибия и его семьи. Конец 1 в. до н. э. Камень. Музей Кьярамонти. Ватикан.

И. П. Мартос. Надгробие Е. С. Куракиной. Камень. 1792. Музей городской скульптуры. Ленинград.

Надгробный крест (Пиренеи). Камень. 1646. Музей человека. Париж.

Надгробная плита Рудольфа Швабского (ум. 1080). Бронза. Собор. Мерзебург.

Стела Гегесо. Камень. Ок. 410 до н. э. Национальный археологический музей. Афины.

Надгортанный    Надгробие    Надгробный