Энгр

Энгр в Энциклопедическом словаре:
Энгр - (Ingres) Жан Огюст Доминик (1780-1867) - французский живопиец ирисовальщик. Блестящий мастер композиции, строгого и тонкого рисунка,правдивых, острохарактерных портретов (''Л. Ф. Бертен'', 1832). В картинахвыступал как главный представитель академического классицизма (''АпофеозГомера'', 1827).

Определение слова «Энгр» по БСЭ:
Энгр (Ingres)
Жан Огюст Доминик (29.8.1780, Монтобан, - 14.1.1867, Париж), французский живописец, рисовальщик и музыкант. Ученик Ж. Л. Давида. Учился также игре на скрипке. В юности служил в епископской капелле в Монтобане, играл в театральном оркестре в Тулузе, выступал как солист. В 1806-24 жил и работал в Италии, изучая искусство Возрождения, в особенности Рафаэля, в Риме. В 1834-41 был директором Французской академии. Создавал картины на литературные, исторические и религиозные сюжеты
(«Юпитер и Фетида», 1811, Музей Гране, Экс; «Обет Людовика XIII», 1824, собор в Монтобане; «Эдип и сфинкс», 1827, «Апофеоз Гомера», 1827, «Турецкая баня», 1862-63 - все Лувр, Париж), портреты, отличавшиеся точностью наблюдений, глубиной и правдивостью психологической характеристики
(«Мадам Девосс», 1807, Музей Конде, Шантийи, 3 портрета членов семейства Ривьер, 1805, «Л. Ф. Бертен», 1832, все Лувр, Париж; «Мадам Муатесье», 1851, Национальная галерея, Вашингтон), изображение обнаженной натуры
(«Большая купальщица», 1808, «Большая одалиска», 1814 - обе Лувр, Париж; портреты Н. Паганини, Ш. Гуно, Ф. Листа и других музыкантов). Многие, особенно ранние, работы Э. отмечены тонким чувством цвета, гармоничностью ясного, светлого колорита, но главную роль в творчестве Э. играл точный, гибкий, пластически-выразительный линейный рисунок. Э. - автор ряда блестящих карандашных портретов (большинство хранится в музее Э. в Монтобане). Классицистические тенденции творчества Э. оказали большое влияние на развитие Академизма во французском искусстве. Э. занимался вопросами музыкального образования, вокальной педагогики.
Соч.: Ecrits sur lart, P., 1947.
Лит: Энгр об искусстве, сост. А. Н. Изергина, М., 1962; Березина В., Жан-Огюст-Доминик Энгр, М., 1977; Delaborde А., Ingres, sa vie, ses travaux, sa doctrine, P., 1870; Pach W., Ingres, N. Y., 1973.
Ж. О. Д. Энгр. Автопортрет. 1894. Музей Конде. Шантийи.

Энгр Ж. О. Д. Портрет графини Луизы дОссонвиль. 1845. Собрание Фрик. Нью-Йорк.

Энгр Ж. О. Д. «Купальщица». 1807. Музей Бонна. Байонна.

Энгр Ж. О. Д. Портрет Д. Н. Гурьева. Эрмитаж. Ленинград.

Энгр Ж. О. Д. Портрет Ш. Гуно. 1841. Частное собрание. Чикаго. Рисунок графитным карандашом.

Энгр Ж. О. Д. Портрет Мадлен Шапель, первой жены художника. Рисунок графитным карандашом, подцвеченный акварелью. 1814. Музей Энгра. Монтобан.

Энгр Ж. О. Д. Портрет мадемуазель Ривьер. 1805. Лувр, Париж.

Энгр Ж. О. Д. Портрет Н. Паганини. 1819. Рисунок графитным карандашом. Лувр, Париж.

Энгр Ж. О. Д. Портрет госпожи Аймон («Прекрасная Зелия»). 1806. Музей изящных искусств и керамики. Руан.

Энгр Ж. О. Д. «Обет Людовика XIII». 1824. Собор в Монтобане. Фрагмент.

Энгр Ж. О. Д. «Юпитер и Фетида». 1811. Музей Гране. Экс-ан-Прованс.

Энгр Ж. О. Д. Портрет Ж. А. Мольтедо. Ок. 1811. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.

Ж. О. Д. Энгр. Портрет мадам Девосе. 1807. Музей Конде. Шантийи.

Энгозеро    Энгр    Эндако