Эрмитаж

Значение слова Эрмитаж по Ефремовой:
Эрмитаж - Загородный дом, парковый павильон и т.п., предназначенные для уединенного времяпрепровождения.

Эрмитаж в Энциклопедическом словаре:
Эрмитаж - в Санкт-Петербурге (от франц. ermitage - место уединения) - одиниз крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев.Возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в1852. Богатейшие коллекции памятников первобытной, древневосточной,древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Зап. и Вост.Европы, археологические и художественные памятники Азии, памятники русскойкультуры 8-19 вв. Реставрационный отдел. Здания Эрмитажа - Зимний дворец(1754-62, архитектор В. В. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764-67, архитекторЖ. Б. Валлен-Деламот), Старый Эрмитаж (1771-87, архитектор Ю. М. Фельтен),Новый Эрмитаж (1839-52, архитектор Л. фон Кленце), Эрмитажный театр(1783-87, архитектор Джиакомо Кваренги) - выдающийся архитектурныйансамбль.

Значение слова Эрмитаж по словарю Даля:
Эрмитаж
м. франц. (келья, жилье отшельника) основанное Екатериной II собранье редкостей и драгоценностей, при дворце. В Москве есть сад Эрмитаж.

Определение слова «Эрмитаж» по БСЭ:
Эрмитаж - Эрмитаж (франц. ermitage - жилище отшельника, уединённый уголок, от ermite - отшельник)
название многих загородных вилл, парковых павильонов и т. д. (например, Э. в Екатерининском парке в г. Пушкине, 1743-54, архитекторы М. Г. Земцов, В. В. Растрелли и др.). Э. были названы в середине 18 в. залы Зимнего дворца в Петербурге, где размещались художественные коллекции и куда допускались лишь избранные лица. Позже название перешло на выстроенные рядом с дворцом музейные здания и на сам музей в Ленинграде (см. Эрмитаж Государственный).


Эрмитаж - Государственный - художественный и культурно-исторический музей в Ленинграде, один из крупнейших музеев мира. Занимает пять зданий: Зимний дворец (архитектор В. В. Растрелли, 1754-62), Малый Эрмитаж (архитектор Ж. Б. М. Валлен-Деламот, 1764-67) и Старый Эрмитаж (архитектор Ю. М. Фельтен, 1771-87), здание театра (архитектор Д. Кваренги, 1783-87) и Новый Эрмитаж (архитектор Л. фон Кленце, 1839-52). Временем зарождения эрмитажного собрания считается 1764, когда Екатериной II была куплена в Берлине коллекция из 225 картин, преимущественно произведений голландской и фламандской школ. Значительное число картин размещалось в апартаментах дворца, называвшихся
«Эрмитаж» (от французского ermitage - место уединения; позднее это название перешло на всю картинную галерею). Для Зимнего дворца производились закупки за границей крупных частных коллекций картин: Брюля (1769), Кроза (1772), Уолполя (1779) и др. Каталог картин Зимнего дворца уже в 1774 насчитывал 2080 произведений живописи. Наряду с картинами в собрание Зимнего дворца поступали коллекции гравюр и рисунков, античных древностей, западноевропейского прикладного искусства, резных камней, монет и медалей, а также книг (библиотека Вольтера). Расширение коллекций Э. происходило и в 19 в., когда в Э. стали поступать археологические материалы из раскопок, в частности, положившие начало знаменитой скифской коллекции.
Э. играл большую роль в развитии русской культуры, для него было построено специальное музейное здание - Новый Эрмитаж. Посещение Нового Эрмитажа было ограниченным, экскурсии до конца 19 в. не допускались. За расширение доступа в музей боролась прогрессивная русская интеллигенция. В 1917 значительная часть коллекции Э. была эвакуирована в Москву и возвращена в Петроград лишь в 1920. После Октябрьской революции 1917 коллекция Э. значительно увеличилась за счет национализированных собраний Строгановых, Юсуповых, Шуваловых и др., музею постепенно передавались бывшие дворцовые помещения и весь Зимний дворец. Была осуществлена перестройка всей деятельности Э., организация новых отделов. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 значительная часть коллекций Э. была эвакуирована в Свердловск, но в Э. продолжалась научная и музейная работа. Ныне Э. состоит из 8 отделов: первобытной культуры; античного мира; культуры народов Востока; истории русской культуры (включающий «Галерею 1812 года» - портреты офицеров и генералов, героев Отечественной войны 1812);
нумизматики; западноевропейского искусства (картинная галерея с произведениями Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Джорджоне, Д. Веласкеса, Б. Э. Мурильо, П. П. Рубенса, А. ван Дейка, Ф. Халса, Рембрандта, Х. Хольбейна Младшего, Л. Кранаха, Дж. Рейнолдса, Т. Гейнсборо, Т. Лоренса, Л. Ленена, Н. Пуссена, А. Ватто, Э. Делакруа, О. Ренуара, П. Пикассо, А. Матисса; собрания скульптуры с произведениями Микеланджело, А. Гудона, О. Родена; коллекция рисунков, графики, памятников прикладного искусства); научно-просветительного, ведущего экскурсионную и лекционную работу; реставрационного. Экспозиции музея занимают свыше 350 залов, посещаемость - 3,5 млн. человек в год. Э. ведет большую научную и научно-просветительную работу, проводит научные конференции, организует археологические экспедиции, готовит к изданию научные труды, каталоги, альбомы и путеводители. Значительное место в деятельности музея занимают временные выставки из зарубежных музеев. Награжден орденом Ленина (1964).
Лит.: Бенуа А., Путеводитель по картинной галерее имп. Эрмитажа, СПБ, 1911; Эрмитаж за 200 лет (1764-1964). История и состав коллекций, работа музея, Л. - М., (1966); Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись, (2 изд.), т. 1, Л., 1976.
Б. Б. Пиотровский.

Эрмит    Эрмитаж    Эрмитаж*