Джорджоне

Джорджоне в Энциклопедическом словаре:
Джорджоне - (Giorgione) (наст. имя и фам. Джорджо Барбарелли даКастельфранко - Barbarelli da Castelfranco) (1476 или 1477-1510),итальянский живописец. Представитель венецианской школы, один изосновоположников искусства Высокого Возрождения. Светская по духу,гармоничная, богатая оттенками живопись Джорджоне выражает поэтическоечувство влюбленности в красоту земного бытия, единство человека и природы(''Юдифь'', ок. 1502, ''Спящая Венера'', ''Гроза'').

Значение слова Джорджоне по словарю Брокгауза и Ефрона:
Джорджоне (Giorgione), собственно Джорджоживописец итальянской (венецианской) школы; род. в 1478 г.; умер в Венеции, от чумы, в 1511 г. Он был ученик Джованни Беллини и усвоил себе глубину и блеск его теплого колорита, даже превзошел его в этих качествах и первый из всех итальянских живописцев стал отводить в религиозных, мифологических и исторических картинах важное место поэтически-придуманному, красивому, не чуждому натуральности пейзажу. Главным местом его деятельности была Венеция. Он писал здесь надпрестольные образа, исполнял многочисленные портретные заказы и, по обычаю того времени, украшал своей живописью сундуки, ларцы и фасады домов. Несмотря на кратковременность его жизни, у него было много учеников, к которым принадлежат, между прочим, Себастиано дель Пьомбо, Джов. да Удине, Фр. Торбидо (прозванный иль Моро) и сам Тициан. Еще значительнее число художников, подражавших его направлению, каковы, например, Лоренцо Лотто, Пальма Старший, Джов. Kapиaни, Рокко Марконе, Парис Бордоне, Джирол. Пеннаки, Порденоне, Коллеоне, Дзанки и др., картины которых нередко слывут теперь за его работы. Между произведениями, несомненно принадлежащими этому мастеру, особенно замечательны: "Богородица на троне с Младенцем-Спасителем на своих руках и с предстоящими ей св. Антонием и Либералом", надпрестольная икона в главной церкви Кастельфранко; "Усопший Христос, поддерживаемый на краю гроба ангелами" в Монте-ди-Пьета (ломбарде) в Тревизо; "Суд Соломона", неоконченная картина, находящаяся в Кингстон-Ласи, близ Вимборна, в Англии; "Три философа" в Венской галерее; так называемый "Концерт" в палаццо Питти во Флоренции (повторение в галерее Дориа в Риме); "Святые Марк, Николай и Георгий, усмиряющие морскую бурю" в галерее Академии художеств в Венеции; "Юдифь", в Императорском Эрмитаже в СПб. А. С—в.

Определение слова «Джорджоне» по БСЭ:
Джорджоне (Giorgione)
(собственно Джорджо Барбарелли да Кастельфранко; Barbarelli da Castelfranco) (1476 или 1477, Кастельфранко, Венето, - сентябрь или октябрь 1510, Венеция), итальянский живописец венецианской школы, один из основоположников искусства Высокого Возрождения. Учился, вероятно, у Джованни Беллини. Был близок к кругу венецианских гуманистов. Славился также как певец и музыкант. В 1507-08 участвовал в украшении Дворца дожей, расписывал фресками Немецкое подворье в Венеции (сохранился фрагмент с изображением женской фигуры).
Основная область творчества Д. - светская станковая живопись, впервые получившая у него преобладающее значение. Уже в ранних произведениях, выполненных до 1505 («Поклонение пастухов», Национальная галерея искусства, Вашингтон; «Мадонна со св. Франциском и Либералием», собор в Кастельфранко; «Юдифь»),
проявляется главная особенность искусства Д. - поэтическое представление о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил, присутствие которых раскрывается не в действии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворённости. Ощущение скрытого дыхания жизни в природе и людях, органичность воссоздания натуры соединяются в зрелых произведениях Д. 1506-1510-х гг. с благородной идеализацией, утончённостью эмоциональной атмосферы, а также со сложным, ассоциативным характером идейно-сюжетного замысла, что придаёт его работам черты недосказанности
(«Гроза», Галерея Академии, Венеция; «Три философа», Художественно-исторический музей, Вена). Общая направленность творчества Д. определила интимно-лирическую эмоциональную окраску выполненных им портретов [портрет юноши, Картинная галерея, Берлин-Далем; женский портрет (так называемая «Лаура»),
Художественно-исторический музей, Вена; портрет А. Броккардо, Музей изобразительных искусств, Будапешт], а также его интерес к самостоятельной выразительности природы, подготовивший формирование нового живописного жанра - пейзажа. В поздних произведениях Д.
(«Спящая Венера»; «Сельский концерт», Лувр, Париж) полностью определилась главная тема творчества художника - гармоничное единство человека и природы. Её воплощению служат открытия Д. в области художественного языка, сыгравшие важную роль в развитии европейской масляной живописи. Сохраняя ясность объёма, чистоту и мелодическую выразительность контуров, Д. с помощью мягкой прозрачной светотени добился органического слияния человеческой фигуры с пейзажем и достиг невиданной ранее живописной цельности картины. Он придал полнокровную теплоту и свежесть звучанию главных цветовых пятен, сочетая их с множеством красочных нюансов, взаимосвязанных с градациями освещения и тяготеющих к тональному единству. Творческая концепция Д. своеобразно преломила современные ему натурфилософские идеи, оказавшие влияние на формирование венецианского гуманизма, и отразила свойственную Возрождению влюблённость в красоту человека и земного бытия. Художественное наследие Д. оказало преобразующее воздействие на венецианскую живопись 16 в. и положило начало периоду её яркого расцвета. Достижения Д. были восприняты многими современниками художника (Джованни Беллини, Себастьяно дель Пьомбо, Пальма Старшим и др.) и получили дальнейшее развитие в творчестве его ученика Тициана.
Лит.: Смирнова И. А., Джорджоне, М., 1955; её же, Тициан и венецианский портрет XVI века, М., 1964, с. 27-42; Лазарев В. Н., Выставка «Джорджоне и джорджонески» в Венеции, «Искусство», 1956, №1; Venturi L., Giorgione e il giorgionismo, Mil., 1913; Zampetti P., Giorgione e i giorgioneschi. Catalogo della mostra, Venezia, 1955; Baldass L., Heinz G., Giorgione, W. -
Mьnch., 1964.
М. И. Свидерская.
Джорджоне. «Спящая Венера». Картинная галерея. Дрезден.

Джорджия    Джорджоне    Джорджтаун