Тициан

Тициан в Энциклопедическом словаре:
Тициан - (Тициано Вечеллио) (Tiziano Vecellio) (ок. 1489/90-1576) -итальянский живописец. Глава венецианской школы Высокого и ПозднегоВозрождения. Ранним произведениям присущи жизнерадостность колорита,многогранность восприятия жизни. Безмятежная ясность (''Любовь земная инебесная'', ок. 1514-15), пафос и динамика монументальных композиций(''Ассунта'' 1516-18) сменяются напряженным драматизмом (''Се человек'', ок.1543), психологической остротой образов (''И. Риминальди'', ок. 1548), ихбеспощадной правдивостью (''Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе''1545-46). Создавал образы, полные обостренного ощущения красоты жизни,трепетной чувственности (''Даная'', ок. 1554; ''Венера и Адонис'', 1554). Впоздних трагических произведениях подчеркивал достоинство и силу духагероев (''Оплакивание Христа'', 1573-76). Тончайший красочный хроматизм,свободное письмо открытым мазком, мощное звучание цвета. (ТицианоВечеллио) (Tiziano Vecellio) (ок. 1488/90, Пьеве ди Кадоре, Венецианскаяреспублика - 27 августа 1576, Венеция), итальянский художник, ведущиймастер венецианского Возрождения.БиографияПроисходил из родовитойпровинциальной семьи. Около 1500 ребенком был отдан отцом в мастерскуювенецианского мозаичиста Себастьяно Дзуккато. Затем учился живописи вмастерской тогдашнего главы венецианской школы Джованни Беллини и у егобрата Джентиле Беллини. В 1507 поступил в качестве помощника в мастерскуюДжорджоне, после его смерти (1510) закончил некоторые его картины. В1517-55 занимал должность официального живописца Венецианской республики.Пользовался огромной прижизненной славой, его заказчиками были императорКарл V, испанский король Филипп II, папа Павел III, правители Мантуи,Феррари, Урбино. Карл V пожаловал ему титул графа Палатинского. Художникбыл тесно связан с венецианской интеллектуальной элитой, многолетняятесная дружба связывала его с писателем, публицистом, художественнымкритиком Пьетро Аретино и ведущим архитектором Венеции ЯкопоСансовино.ТворчествоТворческое наследие Тициана огромно: это около 120-130полотен, фрески, ряд превосходных подготовительных рисунков, серия гравюрна дереве, созданных в его мастерской по его рисункам. Живопись еговключает религиозные, мифологические, аллегорические композиции, портреты,традиционные для Венеции ''истории'' - многофигурные сцены с элементамиисторической композиции. Большое место в его творчестве занимают пейзажныемотивы. Долгий, почти семидесятилетний творческий путь Тициана запечатлелсложную эволюцию его представлений о мире, от чувства ликующей радостибытия до осознания потрясающих этот мир драматических коллизий.РанниеработыВ ранних работах Тициана (''Цыганская мадонна'', ок. 1511-12, Музейистории искусств, Вена; ''Св. Собеседование'', ок. 1512-14, Национальнаягалерея, Эдинбург; ''Три возраста'', ок. 1513-14, там же) еще проступаютмотивы, унаследованные у Джорджоне: лирическая мягкость интонаций,идиллический образ природы. Но уже в аллегорической композиции ''Любовьземная и небесная'' (ок. 1514-15, Галерея Боргезе, Рим) эти интонацииуступают место чувственной радости бытия, праздничному полнозвучиюкрасок.Работы 1516-20 гг.В работах второй половины 1510-х гг. - ''Мадонна свишнями'' (Музей истории искусств, Вена), ''Мадонна с четырьмя святыми''(Картинная галерея, Дрезден) и построенном на драматическом контрастеобразов произведении ''Динарий кесаря'' (ок. 1516, там же) - нарастаютмонументальное начало, энергия светотеневой лепки и цветовогозвучания.Огромный, семиметровый алтарь ''Ассунта'' (''Вознесение Марии'',1516-18, церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари, Венеция) с егомонументальной укрупненностью форм и цветовых пятен, титаничностьюобразов, экспрессий поз и жестов - первое произведение венецианскойживописи, проникнутое духом ''большого стиля'' Высокого Возрождения.Героическая патетика, яркость эмоций определяют и характер алтарныхкомпозиций Тициана 1520-х гг. - ''Вознесение Христа'' (ок. 1519-22, церковьСанти Надзаро э Чельсо, Брешия) с его великолепным эффектом ночногоосвещения и ''Мадонна Пезаро'' (1519-26, Санта Мария Глариоза деи Фрари,Венеция), проникнутая триумфальным пафосом. К этому же периоду относитсясерия ''Вакханалий'', написанных для герцога Феррари Альфонсо д Эсте(''Праздник Венеры'', ок. 1518-19, Прадо; ''Праздник на Андросе'', ок. 1520,там же; ''Вакх и Ариадна'', ок. 1522-23, Национальная галерея,Лондон).Работы 1530-40-х гг.В картинах 1530-х гг. на религиозные имифологические темы Тициан органически соединяет легенды и реалиисовременной жизни в духе традиций венецианского раннего Возрождения. Водном из шедевров этих лет - ''Венере Урбинской'' (ок. 1538, Уффици) - онпереносит богиню (ее облик отчасти навеян ''Спящей Венерой'' Джорджоне) вуютный покой венецианского дома 16 в. В монументальном полотне ''Введениево храм'' (1534-38, Галереи Академии, Венеция) евангельское событиеразыгрывается на фоне итальянских дворцов в присутствии многочисленныхзрителей, представляющих все слои венецианского общества - от сенаторов впурпурных тогах до девочки-крестьянки и нищенки. Такое же соединение мифаи современности присуще и большому полотну ''Се человек'' (1543, Музейистории искусств, Вена), которое, как и другие работы 1540-х гг. (плафонывенецианской церкви Санта Мария делла Салюте; ''Коронованные терпением'',1545, Лувр), завершает период творческой зрелостиТициана.Портреты1520-40-е гг. - время расцвета творчестваТициана-портретиста. Он обратился к портрету еще в ранние годы (такназываемые ''Ариосто'' и ''Скьявона'', ок. 1510-11, Национальная галерея,Лондон). В 1520-40 он создает обширную портретную галерею современников,среди которых безымянный ''Юноша с перчаткой'' (Лувр), гуманист ВинченцоМости, кардинал Ипполито Медичи, правитель Мантуи Федериго Гонзага,правитель Урбино, выдающийся военный инженер Франческо Мария делла Ровере,друг Тициана Пьетро Аретино. Тонкостью передачи индивидуальноговнутреннего мира выделяется портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди(ок. 1545, Галерея Питти, Флоренция). В 1540-е гг. Тициан создает новыйпортретный жанр, названный его другом Аретино ''историей'' - в большихполотнах, изображающих заказчиков в полный рост, торжественное великолепиепарадных портретов сочетается с драматической сложностью характеров,сюжетной завязкой, сближающей эти полотна с жанром исторической картины(''Обращение Альфонсо д Авалос к солдатам'', 1540-41, Прадо; ''Папа Павел IIIс внуками Алессандро и Оттавио Фарнезе'', 1546, Национальные музеи игалереи Каподимонте, Неаполь; ''Семья Вендрамин'', до 1547, Национальнаягалерея, Лондон; ''Карл V'', 1548, Старая пинакотека, Мюнхен; ''Карл V подМюльбергом'', 1548, Прадо).Поздний период (1550-е - 1-я половина 1570-хгг.)Уже в 1550-е гг. характер творчества Тициана меняется, нарастаетдраматическое начало в его религиозных композициях (''Мученичество св.Лаврентия'', 1555, церковь Джезуити, Венеция; ''Положение во гроб'', 1559,Прадо). В то же время он вновь обращается к мифологической тематике,мотиву цветущей женской красоты (''Даная'', 1553-54, Прадо; ''Венера иАдонис'', 1554, там же; ''Венера перед зеркалом'', ок. 1560, Национальнаягалерея, Вашингтон). К этим образам близка даже горько рыдающая МарияМагдалина в одноименном полотне (1560, Эрмитаж).Существенный переломпроисходит на рубеже 1550-60-х гг. Полным динамики, смятения, сильныхпорывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты''Метаморфоз'' Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: ''Диана и Актеон''и ''Диана и Каллисто'' (1559, Национальная галерея, Эдинбург), ''ПохищениеЕвропы'' (1562, Музей И. Гарднер, Бостон), ''Охота Дианы'' (ок. 1565,Национальная галерея, Лондон). В этих полотнах, пронизанных стремительнымдвижением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой ''позднейманеры'', характерной для последних работ Тициана (''Св. Себастьян'', ок.1565-70, Эрмитаж; ''Пастух и нимфа'', ок. 1570, Музей истории искусств,Вена; ''Наказание Марсия'', 1570-е гг., Картинная галерея, Кромержиж;''Оплакивание Христа'', 1576, Галереи Академии, Венеция, и др.). Эти полотнаотличает сложная живописная структура, размытость границы между формами ифоном; поверхность холста как бы соткана из наложенных широкой кистью,иногда втертых пальцами мазков. Оттенки дополняющих друг друга,взаимопроникающих или контрастирующих тонов образуют некое единство, изкоторого рождаются формы или приглушенные мерцающие краски. Новаторство''поздней манеры'' не была понято современниками и оценено лишь в болеепозднее время.Искусство Тициана, наиболее полно раскрывшее своеобразиевенецианской школы, оказало большое влияние на становление крупнейшиххудожников 17 в. от Рубенса и Веласкеса до Пуссена.Литература:Смирнова И.А. Тициан и венецианский портрет XVI века. М., 1964.Лазарев В. Н. ПозднийТициан // Старые итальянские мастера. М., 1972.Hetzer Th. Tizian.Geschichte seiner Farbe. Frankfurt am Main., 1935.Tietzer H. Tizian. Lebenund Werk. Wien, 1937. V. 1-2.Pallucchini R. Il Tiziano. Firenze, 1969. V.1-2.Panofsky E. Problems in Tizian, Mostly Iconografic. New York,1969.Wethey H. E. The Paintings of Tizian. London, 1969-75. V. 1-3.И. А.СмирноваТИЦИУС (Titius) Иоганн Даниель (1729-96) - немецкий астроном, математик ифизик. Предложил эмпирическое правило, по которому можно найти расстояниепланет от Солнца (правило Тициуса-Боде).ТИЦИУСА-БОДЕ ПРАВИЛО, эмпирическаяформула для приближенного определения расстояний r планет от Солнца вастрономических единицах: r =0,4+0,3.2n, где n=0 для Венеры, n=1 дляЗемли, n=2 для Марса, n=3 для средней части пояса астероидов и т. д.(исключения: Меркурий с r ?0,4 астрономических единиц; Нептун с r ?30астрономических единиц). Правило предложено И. Тициусом (1766); получилоширокую известность после работ И. Боде (1772).

Значение слова Тициан по словарю Брокгауза и Ефрона:
Тициан — см. Вечеллио.

Определение слова «Тициан» по БСЭ:
Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio)
(1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, - 27.8.1576, Венеция), итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Приехал в Венецию в юношеские годы. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (1536-37), Урбино (1542-44), Риме (1545-46) и Аугсбурге (1548 и 1550-51). Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др.), Т. воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. Его искусство, пронизанное мужественным жизнеутверждением, отличается многогранностью, широтой охвата жизненных явлений, глубоким раскрытием драматических конфликтов эпохи.
Ранние произведения Т., относящиеся к началу 1510-х гг. («Христос и грешница», Художественная галерея, Глазго; «Христос и Магдалина», Национальная галерея, Лондон; так называемая «Цыганская мадонна», Художественно-исторический музей, Вена, и др.), обнаруживают близость искусству Джорджоне, чьи незаконченные картины он в это время дописывал. Их роднят с произведениями Джорджоне интерес к пейзажу, поэтичность замысла, черты лирической созерцательности, тонкий колорит. К середине 1510-х гг., после внимательного изучения работ Рафаэля и Микеланджело, Т. вырабатывает самостоятельный стиль. Его образы в этот период спокойны и радостны, отмечены жизненным полнокровием, яркостью чувств, печатью внутренней просветлённости. Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок
(«Любовь земная и небесная», около 1515-16, Галерея Боргезе, Рим; «Флора», около 1515, Галерея Уффици, Флоренция; «Динарий кесаря», 1518, Дрезденская картинная галерея). К этому же периоду относится и ряд портретов, которым свойственны спокойная строгость композиции, тонкий психологизм
(«Мужской портрет», Национальная галерея, Лондон; «Юноша с перчаткой», около 1520, Лувр, Париж).
Конец 1510-х-1530-е гг. - новый период в творчестве Т., во многом связанный с общественным подъёмом в Венеции, превращающейся в 1520-30-е гг. в один из оплотов гуманизма и республиканских городских свобод в мире нарастающей феодальной реакции. В этот период художник отдавал предпочтение монументальным композициям, исполненным пафоса и динамики
(«Вознесение Марии», около 1516-18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). Он создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен
(«Празднество Венеры», 1518, Прадо, Мадрид; «Вакх и Ариадна», 1523, Национальная галерея, Лондон; «Положение во гроб», 1520-е гг., Лувр, Париж). Как бы стремясь приблизить изображение к зрителю, художник часто вводил в картины на религиозные и мифологические темы архитектурные фоны и бытовые детали
(«Введение во храм», 1534-1538, Галерея Академии, Венеция; «Мадонна семьи Пезаро», 1526, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция; «Венера Урбинская», 1538, Галерея Уффици, Флоренция).
Конец 1530-х-1540-е гг. - время расцвета портретного искусства Т. С удивительной прозорливостью изображал художник современников, запечатлевая самые различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность в себе, гордость и достоинство, подозрительность, лицемерие, лживость и т.д. Наряду с одиночными он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображенных, драматизм ситуации. С редким искусством Т. находил для каждого портрета наилучшее композиционное решение, выбирал характерные для модели позу, выражение лица, движение, жест. С 1530-х гг. в каждой картине Т. находил неповторимо индивидуальное колористическое решение. Колорит складывался из тончайших тональных оттенков, причём тщательно дифференцировались ведущие и подчинённые краски, слагающиеся из еле уловимых нюансов. Этот развитый колоризм Т. в немалой степени определяет глубочайший психологизм и эмоциональность тициановских портретов. Колористический строй произведения художник выбирал с таким расчётом, чтобы эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека. Доминирующий цвет повторялся в перекликающихся с ним оттенках тела, фона, предметов обстановки. Среди лучших портретов Т. -
«Ипполито Медичи» (1532-33), так называемый «Ла белла» (около 1536), «Пьетро Аретино» (1545) - все в Галерее Палатина, Флоренция, «Папа Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1545-46, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь),
«Карл V» (1548, Старая пинакотека, Мюнхен), «Карл V в сражении при Мюль Берге» (1548, Прадо, Мадрид) и др.
С середины 16 в. начался поздний период творчества Т. В эти годы художник достиг не только вершин живописного мастерства, но и величайших глубин в истолковании мифологических и религиозных тем. Работая последние десятилетия жизни в обстановке усиливающегося политического кризиса в Италии, Т. нашёл в себе силы противостоять нараставшей волне клерикализма, отстаивая гуманистические идеалы Возрождения. Драматическое начало, усилившееся в ряде поздних произведений художника, явилось откликом на острые конфликты современной действительности. Жизнеутверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали в этот период главной темой многих работ Т., отличающихся богатством колористического и композиционного решений
(«Даная», около 1554, Прадо, Мадрид, и Эрмитаж, Ленинград; «Венера и Адонис», 1554, Прадо, Мадрид; «Воспитание амура», около 1565, Галерея Боргезе, Рим; «Венера перед зеркалом», 1550-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон; «Похищение Европы», около 1559, Музей Гарднер, Бостон)
и др.
Написанные в поздний период творчества картины Т. на религиозные темы выражают сокровенные мысли художника о человеке, жизни, трагических жизненных коллизиях. Действующим лицам этих картин, исполненных глубокого трагизма, присущи цельные характеры, стоическое мужество, непоколебимая воля к жизни
(«Св. Иероним», около 1552, Лувр, Париж; «Положение во гроб», 1559, Прадо, Мадрид; «Кающаяся Мария Магдалина», 1560-е гг., Эрмитаж, Ленинград; «Св. Себастьян», Эрмитаж, Ленинград; «Коронование терновым венцом», Старая пинакотека, Мюнхен; «Оплакивание Христа», 1573-76, Галерея Академии, Венеция, и др.).
Отличительное свойство поздних работ Т. - их тончайший красочный хроматизм. Мастер строит колористическую гамму, подчинённую приглушённому золотистому тону, на неуловимых оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блёкло-зелёного. Поздние картины Т. переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность. Манера письма художника обретает исключительную свободу. И композиция, и форма, и свет строятся с помощью красочной лепки. К концу жизни Т. выработал новую технику живописи. Он накладывал краски на холст и кистью, и шпателем, и пальцами. Прозрачные лессировки в его поздних картинах не скрывают подмалёвка, обнажая местами зернистую фактуру холста. Из сочетания многообразных по форме свободных мазков, как бы обнажающих творческий процесс художника, рождаются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма. Изобретённая Т. свободная манера письма оказала большое влияние на последующее развитие мировой живописи. Работы Т. тщательно изучали художники различных стран и эпох - Веронезе, Тинторетто, Эль Греко, Н. Пуссен, П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Э. Делакруа, Э. Мане, В. И. Суриков и др.
Т. выполнил множество рисунков, отличающихся смелой живописной манерой. Фигуры и пейзажи изображены на них с помощью беглых, уверенных линий и мягких светотеневых контрастов.
Лит.: Гурвич Н. А., Тициан, Л., 1940; Тициано Вечеллио. [Сост. и вступ. ст. Т. Фомичевой], М., 1960; Смирнова И. А., Тициан и венецианский портрет XVI века, М., 1964; Лазарев В. Н., Поздний Тициан, в его кн.: Старые итальянские мастера, М., 1972, с. 403-445; Waldmann E., Tizian, В., 1922; Gronau G., Tizian, B., 1930; Hetzer Th., Tizian. Geschichte seiner Farbe, Fr./M., [1935]; Tietze H., Titian. The paintings and drawings, L., 1950; Pallucchini R., Tiziano, v. 1-2, Bologna, 1953-54 (нов. изд. - Firenze, 1969); Wethey H. E., Paintings of Titian, v. 1-2, L., 1969-71; Panofsky E., Problems in Titian, mostly iconographic, L., 1970.
В. Н. Лазарев.
Тициан. Автопортрет. 1560-е гг. Фрагмент. Прадо. Мадрид.

Тициан. Портрет папы Павла III. 1543. Национальный музей и галереи Каподимонте. Неаполь.

Тициан. «Динарий кесаря». 1518. Дрезденская картинная галерея.

Тициан. «Ла белла». 1536. Галерея Палантина. Флоренция.

Тициан. «Пастух и нимфа». 1570-е гг. Художественно-исторический музей. Вена.

Тициан. «Вакх и Ариадна». 1523. Национальная галерея. Лондон.

Тициан. Оплакивание Христа». 1573-76. Галерея Академии. Венеция.

Тициан. «Любовь земная и небесная». Около 1515-16. Галерея Боргезе. Рим.

Тициан. «Вакханалия». Начало 1520-х гг. Прадо. Мадрид.

Тихуана    Тициан    Тичино