Тинторетто

Тинторетто в Энциклопедическом словаре:
Тинторетто - (Tintoretto) (наст. фам. Робусти - Robusti) Якопо (1518-94),итальянский живописец. Представитель венецианской школы ПозднегоВозрождения. Драматические монументальные полотна насыщены динамикой,контрастами света и тени, повышенной одухотворенностью образов (цикл паннов Скуола ди Сан-Рокко в Венеции, 1565-88).

Значение слова Тинторетто по словарю Брокгауза и Ефрона:
Тинторетто — см. Робусти.

Определение слова «Тинторетто» по БСЭ:
Тинторетто (Tintoretto; собств. Робусти, Robusti)
Якопо (29.9.1518, Венеция, - 31.5.1594, там же), итальянский живописец венецианской школы. Учился, возможно, у Бонифацио Веронезе или Париса Бордонс, а также у Тициана. Испытал влияние А. Скьявоне, Микеланджело, Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто. С 1539 работал самостоятельно. В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, разнообразные мотивы движения, Т. уже в ранних работах
(«Рождение Иоанна Крестителя», конец 1540-х гг., Эрмитаж, Ленинград) новизной и смелостью художественных исканий намного опередил современников. Виртуозно передающая удивление и восторг толпы картина «Чудо св. Марка» (1548, Галерея Академии, Венеция) показывает Т. вполне сложившимся мастером. В 50-60-х гг. 16 в. окончательно складывается индивидуальный стиль Т. Изображая массовые сцены, он передаёт разнообразную реакцию людей на события, прибегает к головокружительным пространственным построениям. Т. любит асимметрические разорванные композиции с прорывами в глубину, использует мощные световые эффекты; чистые, сияющие краски, характерные для ранних произведений Т., всё более утрачивают свою яркость, обретая большую эмоциональную напряжённость [
«Введение Марии во храм», около 1555, церковь Санта-Мария дель Орто, Венеция; «Спасение Арсинои», Картинная галерея, Дрезден; 3 картины на темы легенды о св. Марке, 1562-64, Галерея Академии, Венеция и Галерея Брера, Милан (см. илл.)]. Главная его работа - цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565-88), в которой Т. дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды. Особое внимание он уделял здесь изображению народа
(«Поклонение пастухов», «Крещение» и др.), пейзажу, который у него нередко растворяет в себе человеческую фигуру, выступая носителем тревожных, романтически взволнованных настроений («Бегство в Египет» и др.). Остроэмоциональны по замыслу батальные композиции Т.
(«Битва при Заре», около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами «Тайная вечеря» в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592-94). Особняком в позднем творчестве Т. стоят росписи зала, так называемые антиколледжо Дворца дождей (1578), полные мягкой музыкальности и грации. Т. писал также портреты, лучшие из которых предвосхищают своим тонким психологизмом искусство Рембрандта.
Проникнутое бунтарским духом творчество Т. ярко отражало идейные, в частности религиозные, брожения 2-й половины 16 в. и отвечало запросам демократических масс) до которых докатились отголоски Реформации. Т. немало заимствовал из искусства Маньеризма (контрапосты, мотивы винтообразного движения, орнаментальность композиции), но ему была чужда холодная формальная изощрённость маньеристов. С художниками Барокко его связывают живописный пафос и
«бесконечность» пространственных построений. Многогранность, свободолюбивый характер реалистического дарования Т. делают его творчество (как и творчество Микеланджело) грандиозным эпилогом искусства позднего Возрождения.
Лит.: Виппер Б. Р., Тинторетто, М., 1948; Tietze Н., Tintoretto, L., 1948; Newton Е., Tintoretto, L., [1952].
В. Н. Лазарев.
Тинторетто. «Нахождение тела св. Марка». Брера. Милан. Деталь.

Я. Тинторетто. Автопортрет. Около 1590. Лувр. Париж.

Тинторетто. «Бегство в Египет». Фрагмент. 1565-88. Скуола ди Сан-Рокко. Венеция.

Тинторетто. «Мученичество св. Екатерины». 1580-е гг. Церковь Санта-Катерина. Венеция.

Тинторетто. «Введение во храм». Ок. 1555. Церковь Санта-Мария дель Орто. Венеция.

Тинторетто. «Битва на море и на суше («Похищение Елены»). 1580-е гг. Прадо. Мадрид. Фрагмент.

Тинторетто. «Происхождение Млечного Пути». 1570. Национальная галерея. Лондон.

Тинторетто. «Вознесение». 1565-88. Скуола ди Сан-Рокко. Венеция.

Тинторетто. «Поклонение пастухов». 1565-88. Скуола ди Сан-Рокко. Венеция.

Тинторетто. «Несение креста». 1565-88. Скуола ди Сан-Рокко. Венеция.

Тинторетто. «Распятие». 1565-88. Скуола ди Сан-Рокко. Венеция.

Тинторетто. «Рождение Иоанна Крестителя». 1560-е гг. Эрмитаж. Ленинград.

Тиннит    Тинторетто    Тинчурин