Рубенс

Рубенс в Энциклопедическом словаре:
Рубенс - (Rubens) Питер Пауль (1577-1640) - фламандский живописец. Работал вАнтверпене, в 1600-08 в Италии. Характерные для барокко приподнятость,патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита неотделимы вискусстве Рубенса от чувственной красоты образов, смелых реалистическихнаблюдений. Картины на религиозные и мифологические сюжеты (''Снятие сокреста'', ок. 1611-14, ''Персей и Андромеда'', ок. 1620-21),историко-аллегорические полотна (цикл ''История Марии Медичи'', ок.1622-25), проникнутые демократическим духом и ощущением могучих природныхсил пейзажи и сцены крестьянской жизни (''Возвращение жнецов'', ок.1635-40), полные живого обаяния портреты (''Камеристка'', ок. 1625).Живописи Рубенса присущи уверенная свободная манера, выразительнаяпластическая лепка, тонкость красочных градаций. В мастерской Рубенсаработали А. ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс.


(точнее Рюбенс - Rubens) Питер Пауль (28 июня 1577, Зиген, Германия- 30 мая 1640, Антверпен), фламандский живописец, рисовальщик, главафламандской школы живописи барокко. Проявил себя также какученый-гуманист, философ, археолог, архитектор, выдающийся коллекционер,знаток нумизматики, государственный деятель и дипломат. По мощи таланта имногогранности дарования, глубине знаний и жизненной энергии Рубенспринадлежит к числу самых блестящих фигур европейской культуры 17 в.Современники называли его королем художников и художником королей.Родилсяв семье антверпенского адвоката Яна Рубенса, эмигрировавшего во времягражданской войны в Нидерландах в Германию. После смерти отца в 1589 матьРубенса с детьми вернулась в Антверпен, где Рубенс окончил латинскуюшколу, получив прекрасное гуманитарное образование. Рано заинтересовавшисьживописью, учился у малозначительных художников Т. Верхахта (1591), А. ванНорта (ок. 1591-99), О. Вениуса (ван Вена; ок. 1594-98). В 1598 принят вАнтверпене в гильдию живописцев св. Луки.Итальянский период В 1600-08Рубенс жил и работал в Италии (Венеция, Мантуя, Флоренция, Рим, Генуя). В1600 он стал придворным живописцем мантуанского герцога Винченцо Гонзаго,пославшего его в 1603 с дипломатическим поручением в Испанию. Годы,проведенные в Италии, были заполнены не только работой над алтарнымикартинами для римских, мантуанских и генуэзских церквей, над портретами(''Автопортрет с мантуанскими друзьями'', ок. 1606, музей Вальраф-Рихартц,Кельн; ''Маркиза Бриджида Спинола-Дориа'', 1606-07, Национальная галерея,Вашингтон), но и изучением произведений античной скульптуры, Микеланджело,Тициана, Тинторетто, Веронезе, Корреджо, Караваджо, современных емуболонских живописцев.Антверпенский период. Мастерская Рубенса Быстрозавоеванная известность, обилие заказов, работа придворным живописцемиспанских наместников Южных Нидерландов, брак по любви с Изабеллой Брант(''Автопортрет с Изабеллой Брант'', 1609, Старая пинакотека, Мюнхен)открывают блестящий период его творчества 1610-20-х гг. Уже в первые годыпребывания Рубенса в Антверпене возникла его мастерская, своего родахудожественная Академия, примечательная не только колоссальным числомсозданных здесь полотен, призванных украсить дворцы и храмы Фландрии идругих столиц Европы, но и тягой молодых талантов к совместной работе сРубенсом. Одновременно сложилась антверпенская школа репродукционнойгравюры, воспроизводившая живописные оригиналы Рубенса и его круга.Техникаписьма Рубенс обычно создавал небольшой эскиз будущей картины, нанося насветлый грунт основной рисунок коричневатыми мазками и строя цветовуюкомпозицию при помощи немногочисленных светлых красок. Эскизы Рубенса -великолепные создания его живописи (некоторые из них находятся в Эрмитаже)- писались быстро, запечатлевая замысел мастера; после того как картинапри помощи учеников была готова, он проходил ее своей кистью. Однако еголучшие работы созданы им самим от начала до конца. Рубенс нередкопридерживался старонидерландского обычая писать на деревянных досках,покрытых по светлому грунту тонким красочным слоем и создававших эффектзеркально полированной сияющей поверхности.Темы и жанры Рубенс обращался ктемам Ветхого и Нового Завета, к изображению святых, к античной мифологиии историческим сюжетам, к аллегории, бытовому жанру, портрету, пейзажу.Великий живописец, он был также великим мастером рисунка (этюды с натуры,самостоятельные композиции, портреты, зарисовки; сохранилось около 300рисунков). Искусство Рубенса, отличающееся живым и мощным ощущением натурыи неистощимой фантазией, насыщено разнообразными сюжетами, действием,обилием фигур и аксессуаров, патетическими жестами. Художник запечатлевалсвоих героев подчеркнуто телесными, в расцвете тяжеловесной красоты.Свойственные барокко черты условности и внешней, иногда ложной,экзальтации отступают у Рубенса перед могучим напором живойреальности.Живопись 1610-х гг.Пафос бурной космической динамики, борьбыпротивостоящих сил господствует в огромных декоративных полотнах:''Страшный суд'', ''Малый Страшный суд'', ''Падение грешников'', ''Битваамазонок'' (1610-е гг., все в Старой пинакотеке, Мюнхен). Стихияпервозданного хаоса подчинена безупречно организованной композиции,построенной по диагонали, эллипсу, спирали, на контрастах темных и светлыхсилуэтов, цветовых сочетаний и пятен, потоков света и затененныхживописных масс, сложной игре ритмических созвучий. Яростная схватка людейс дикими животными воплощена в сценах охот - новом, созданном Рубенсомжанре фламандской живописи, который отличался то более условным характером(''Охота на крокодила и гиппопотама'', Художественная галерея, Аугсбург;''Охота на кабана'', 1615, Музей истории искусств, Марсель; ''Охота нальвов'', 1615-18, Старая пинакотека, Мюнхен), то приближением к реальности,сочетанием анималистического жанра и пейзажа (''Охота на кабана'', ок.1618-20, Картинная галерея, Дрезден). Тема борьбы человека с силамиприроды присутствует уже в ранних, собственно пейзажных работах художника(''Возчики камней'', ок. 1620, Эрмитаж).Дух жизнеутверждающего оптимизмаотличает картины Рубенса на античные темы с их торжественным ритмом,величием и полнокровностью образов, наделенных подчас грузноватойтелесностью (''Статуя Цереры'', между 1612 и 1614; ''Венера и Адонис'', 1615;''Союз Земли в Воды'', ок. 1615 - все в Эрмитаже; ''Возвращение Дианы сохоты'', ок. 1615-16, Картинная галерея, Дрезден; ''Венера перед зеркалом'',1615-16, Вадуц, галерея Лихтенштейн), сцены ''Вакханалий'', прославляющиежизнь природы и щедрое плодородие земли (''Вакханалия'', 1615-20,Государственный музей изобразительных искусств, Москва; ''Шествие Силена'',1618, Старая пинакотека, Мюнхен).Живопись 1620-х гг.В 1620-е гг. Рубенсдостигает единства цветового звучания картин, которое строится насложнейшей гамме рефлексов и оттенков, легко и прозрачно положенныхголубоватых теней и светлых красок (''Персей и Андромеда'', 1620-21,Эрмитаж). Совместно с мастерской ''художник королей'' выполняет крупнейшиезаказы королевских дворов Европы. Он посещает Францию, создает цикл из 21огромного полотна для одной из галерей Люксембургского дворца в Париже,посвященный жизни королевы Марии Медичи (1622-25, Лувр) . Это новый типисторической картины, достоверной по изображению обстановки и конкретныхперсонажей, но облаченной в пышную аллегорическую форму. В 1620-е гг.Рубенс создает новый жанр европейского парадного барочного портрета,подчеркивающего социальную значимость модели (портрет Марии Медичи, 1622,Прадо). Особое место занимает тончайший по прозрачной живописи портреткамеристки инфанты Изабеллы (середина 1620-х гг., Эрмитаж).Тяжело переживсмерть Изабеллы Брант в 1622, Рубенс ищет отвлечения в активнойдипломатической деятельности, посещает Испанию, Англию, Голландию.Позднийпериод Женитьба Рубенса в 1630 на шестнадцатилетней Елене Фоурмент сталановым этапом его жизни, исполненным безмятежного семейного счастья. Онприобретает поместье, включающее замок Стен (отсюда название этого периода- ''стеновский''). Разочаровавшись в придворной карьере и дипломатическойдеятельности, он целиком отдается творчеству. Мастерство позднего Рубенсас блеском проявляется в сравнительно небольших, собственноручноисполненных произведениях. Образ молодой жены становится лейтмотивом еготворчества. Идеал белокурой красавицы с пышным чувственным телом икрасивым разрезом больших блестящих глаз сложился в произведениях мастеразадолго до того, как Елена вошла в его жизнь, превратившись, наконец, взримое воплощение этого идеала. Рубенс пишет Елену в виде библейскойВирсавии (1635, Картинная галерея, Дрезден), богини Венеры (''Суд Париса'',ок. 1638), одной из трех граций (ок. 1639), включает ее изображение вкартину ''Сад любви'' (ок. 1635 - все в Прадо), словно наполненную смехом ивозгласами молодых пар, собравшихся в парке, шелестом шелковых платьев,трепетом света и воздуха. Многочисленны портреты Елены в свадебном наряде,с детьми (Лувр), со старшим сыном Францем, на прогулке с мужем в саду(Старая пинакотека, Мюнхен). Художник создает редкий по откровенностиличного чувства и пленительности живописи образ обнаженной Елены снакинутой на плечи бархатной, отороченной мехом шубкой (''Шубка'', ок.1630-40, Музей истории искусств, Вена).Пейзажи позднего Рубенсавоспроизводят эпический образ природы Фландрии с ее просторами, далями,дорогами и населяющими ее людьми (''Радуга'', 1632-35, Эрмитаж; ''Возвращениес поля'', 1636-38, галерея Питти, Флоренция). Художник изображает полныежизнерадостной стихии народные праздники (''Крестьянский танец'', 1636-40,Прадо; ''Кермесса'', ок. 1635, Лувр).Творчество Рубенса - основополагающее вразвитии национального искусства Фландрии - не раз становилось знаменем вборьбе с безжизненными академическими канонами.

Определение слова «Рубенс» по БСЭ:
Рубенс - точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауэл (28.6.1577, Зиген, Германия, - 30.5.1640, Антверпен), фламандский живописец. Родился в семье юриста, эмигранта из Фландрии. В 1589 переселился в Антверпен, где получил разностороннее гуманитарное образование. Рано посвятив себя живописи, учился у Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (около 1591-94), О. Вениуса (ван Вена, около 1594-98); мастер с 1598. В 1600-08 находился в Италии (Рим, Мантуя, Генуя), где изучал произведения Микеланджело, Рафаэля, Тициана и Караваджо. В большинстве ранних картин Р. сказываются пережитки Маньеризма, но отдельные работы уже предвещают новаторскую необычность его зрелого стиля (портрет герцога Лерма, 1603, собрание графини Вальдслаграва, Мадрид).
Вернувшись в Антверпен, Р. занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии Изабеллы Австрийской. Уже для первых картин, написанных Р. на родине, характерно слияние впечатлений от живописи итальянского Возрождения с реалистическими традициями национального искусства (П. Брейгель Старший и др.). Не нарушая принципов зрелого стиля барокко, Р. сделал основным содержанием творчества прославление жизни в её стихийных проявлениях; он передавал в своих произведениях впечатление неограниченного пространства, разрушал изолированность отдельных изображений, делая их как бы отрезками вечно меняющейся, бесконечной вселенной. Композиции Р., обычно полные декоративного размаха, асимметричны, подчинены беспокойному, сложному ритму, фигуры часто изображаются в бурном движении и резких ракурсах, широко применяются контрасты светотени. В первые годы жизни в Антверпене (1608-12) Р. одновременно выполнял монументальные религиозные композиции
(«Водружение креста», около 1610-11, и «Снятие со креста», около 1611-1614, собор Онзе-ливе-Врауэкерк, Антверпен), нарядные портреты (автопортрет с первой женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен) и мифологические сцены. Большинство этих работ не свободно от некоторой нарочитости поз и жестов, пестроты колорита. В 1612-20 Р., освобождаясь от этих черт, создаёт многие из лучших своих произведений: мифологические композиции
(«Персей и Андромеда»; «Похищение дочерей Левкиппа», около 1619-20, Старая пинакотека, Мюнхен), несколько сцен охоты (около 1616-17, там же и другие собрания), два варианта «Страшного суда» (около 1615-16 и около 1618-20, там же). В этих работах фигуры людей, античных божеств и животных сплетаются в сложнейшие, пронизанные безудержной динамикой композиционного построения. Р. отказывается от пёстрых, локальных красок; тона теперь мягко перетекают один в другой, смягчаются контрасты светотени. Пейзажи Р.
(«Возчики камней», около 1620, Эрмитаж, Ленинград) в значительной мере носят вымышленный характер (традиционные кулисы, фантастические дали), однако они одухотворены ощущением вечной борьбы стихий, неразрывной взаимосвязи различных аспектов среды, а также природы ландшафтной и природы человеческой. Около 1611-18 Р. выступает также и как архитектор (полный театрализованной пышности дом Р. в Антверпене, где художник разместил свою богатую коллекцию картин и памятников античного искусства).
К 1615-20 Р. завоевал широкую известность и признание. С 1617 мастерская Р. выполняла по его эскизам ряд серийных монументально-декоративных композиций («История Марии Медичи», около 1622-25, Лувр, Париж; и др.). В исполнении заказов участвовали многочисленные ученики и помощники Р. (А. Ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс и др.); в этих работах сложились постоянные приёмы изображения, придавшие многим из них печать трафаретности. В портретной живописи Р. в 1620-е гг. преобладали отмеченные внешним блеском аристократические портреты
(«Мария Медичи», около 1622-1625, Прадо, Мадрид), но художник обращался и к более простым, интимным решениям («Камеристка инфанты Изабеллы, правительницы Нидерландов»). Портреты Р. замечательны не столько глубиной психологических характеристик, сколько особым мастерством в передаче сверхличной жизненной энергии, зримые проявления которой одновременно и идеализируют облик портретируемых, и придают ему необычайную чувственную убедительность; кисть Р. воспроизводит, в частности, тончайшие цветовые и фактурные нюансы человеческой кожи, позволяя ощутить в прозрачности и теплоте карнации биение горячей, пульсирующей крови.
С 1625 правительница Фландрии поручала Р. сложные дипломатические миссии: он ездил в Голландию (1627), Испанию (1628-29), Англию (1629-30).
Картины Р. 1630-х гг. (почти все выполненные художником собственноручно) отличаются более индивидуализированным, чем в предыдущих произведениях, образным строем, большей сдержанностью художественных средств, полной внутренней теплоты эмоциональностью. Центральное место в позднем творчестве Р. занял образ его второй жены Елены Фоурмен, которую он изображал в мифологических и библейских композициях
(«Вирсавия», около 1635, Картинная галерея, Дрезден), а также в портретах («Шубка», около 1638-40, Художественно-исторический музей, Вена), где художник, отказываясь от внешней эффектности, сосредоточивал своё внимание на передаче жизнерадостной, цветущей красоты. Чувство бодрости и веселья воплощается в сценах из народной жизни
(«Кермесса», около 1635-36, Лувр, Париж). К 1630-м гг. относится и большинство лучших пейзажей Р. («Пейзаж с радугой», около 1632-35, Эрмитаж, Ленинград).
Виртуозное живописное мастерство Р. показывают также многочисленные эскизы (эскизы убранства Антверпена по случаю въезда инфанта Фердинанда, 1634-1635) и рисунки, отличающиеся тонкой наблюдательностью, сложной оркестровкой декоративных пятен и кривых, изогнутых линий, а иногда и строго продуманной экономией в применении выразительных средств. Творчество Р. имело огромное значение для развития фламандской и всей европейской живописи.
Соч.: Correspondance... et documents йpistolaires, v. 1-6, Anvers, 1887-1909; в рус. пер. - Письма, М. - Л., 1933.
Лит.: Гершензон Н. М., Рубенс, М. - Л., 1938; Невежина В. М., Рубенс, [Л.], 1938; Доброклонский М. В. (сост.), Рисунки Рубенса, М. - Л., 1940; Кузнецов Ю. И., Рисунки Рубенса, М., 1974; Лазарев В. Н., Рубенс, в его кн.: Старые европейские мастера, М., 1974, с. 9-54; Варшавская М., Картины Рубенса в Эрмитаже, Л., 1975; Arents P., Rubens - Bibliographic, Brux., 1943; Stechow W., Rubens and the classical tradition, Camb. [Mass.], 1968; White Ch., Rubens and his world, N. Y. [1968]; Rubens before 1620, Princeton, 1972.
Барокко. П. П. Рубенс. «Поклонение волхвов». 1624. Королевский музей изящных искусств. Антверпен.

П. П. Рубенс. Эскиз «Арки Фердинанда», воздвигнутой в Антверпене в честь победы испанского инфанта-кардинала Фердинанда над шведами в битве при Нёрдлингене. 1635. Эрмитаж. Ленинград.

П. П. Рубенс. Автопортрет. Около 1638-40. Художественно-исторический музей. Вена.

Рубенс. «Автопортрет с Изабеллой Брант». 1609. Старая пинакотека. Мюнхен.

Рубенс. «Водружение креста». Около 1610 -1611. Собор Онзе-ливе-Врауэкерк. Антверпен.

Рубенс. «Похищение дочерей Левкиппа». Около 1619-20. Старая пинакотека. Мюнхен.

Рубенс. «Аллегория Мира и Войны». Около 1630. Галерея Палатина. Флоренция. Фрагмент.

Рубенс. «Крестьянский танец». Около 1636-1640. Прадо. Мадрид.

Рубенс. «Шубка» (портрет Елены Фаурмент). Около 1638-40. Художественно-исторический музей. Вена.

Рубенс. «Статуя Цереры». Около 1612-15. Эрмитаж, Ленинград.

Рубенс. «Пейзаж с радугой». Около 1632-35. Эрмитаж, Ленинград.

Рубенс. «Старшая дочь Б. Жербье». Мел, сангина. Около 1629-30 Эрмитаж, Ленинград.

Рубениды    Рубенс    Рубероид