Школа

Значение слова Школа по Ефремовой:
Школа - 1. Учебное заведение, которое осуществляет общее образование и воспитание. // здание, в котором помещается такое заведение. // разг. Коллектив одного такого учебного заведения, его ученики и учителя.
2. Система образования, совокупность учреждений для его получения.
3. Название учебных заведений, имеющих обучающую направленность.
4. Специальное учебное заведение, где даются профессиональные знания, квалификация. // Военное училище, где готовится офицерский и младший командный состав.
5. перен. Приобретение опыта, выучки. // Приобретенный опыт, выучка. // То, что дает такой опыт, такую выучку.
6. Система определенных правил, способов, приемов изучения чего-л., освоения чего-л. // Воспитание, обучение в духе каких-л. правил, принципов. // Искусство дрессировки коня, связанное с манежной выездкой, выполнением различных упражнений, темпов езды и т.п.
7. Научное, литературно-художественное или общественно-политическое направление, обладающее определенными отличительными свойствами. // Группа учеников, единомышленников, последователей.

Значение слова Школа по Ожегову:
Школа - Выучка, достигнутый в чем-нибудь опыт


Школа Направление в области науки, искусства
Школа Система обязательных упражнений (в фигурном катании)
Школа То, что дает такую выучку, опыт
Школа Учебно-воспитательное учреждение; здание такого учреждения

Значение слова Школа по словарю Ушакова:
ШКОЛА
школы, ж. (греч. schole). 1. Низшее и среднее учебное заведение. Поступить в школу. Здание школы. Строительство школ. 2. Название учебных заведений (низших, средних, высших, специальных). Сельская школа. Начальная школа. Народная школа. Неполная средняя школа. Школа для взрослых. Школа кройки и шитья. Высшая школа живописи, ваяния и зодчества. Школа фабрично-заводского ученичества. Военно-фельдшерская школа. Школа строительных десятников. Школа верховой езды. Высшая школа. (общее обозначение для высших учебных заведений). лишь школой и подспорьем для организации внепарламентской борьбы пролетариата... Сталин. Профессиональные союзы - школа коммунизма. 5. Научное, литературно-художественное или общественно-политическое направление, обладающее теми или иными отличительными свойствами. Гоголь важен не только как гениальный писатель, но вместе с тем и как глава школы, - единственной школы, которою может гордиться русская литература. Чернышевский. Натуральную школу обвиняют в стремлении всё изображать с дурной стороны. Белинский. Фламандская школа в живописи. Новая школа в лингвистике. 6. Питомник, где выращиваются растения (сеянцы или саженцы) до посадки на постоянное место (с.-х.).

Значение слова Школа по словарю Даля:
Школа
ж. лат. немецк. училище, и бол. низшее. | Лесничее рассадник дерев, посевы и присадки разных возрастов, для разводки плодовых или лесных деревьев. | В верховой езде, манежная, берейторская выучка лошади, вся постепенность искуственн

Значение слова Школа по словарю Брокгауза и Ефрона:
Школа — как один из рассадников знания и полезных навыков, является необходимой ступенью в развитии как отдельного человека, так и целого общества. Еще Аристотель указал на взаимодействие между Ш. и обществом: общее благо, как цель совместной жизни людей, достигается только при условии, если отдельные члены общества достаточно подготовлены для понимания этого блага; подготовка же, доступная для общественного контроля, осуществима только при помощи Ш. Как состав современной Ш., так и взгляды на нее во многих отношениях обусловлены тем, что создано древнегреческой культурой. Самое слово Ш., как в русском, так и во многих европейских языках, носит следы греческого происхождения αχολή — досуг, свобода от физических занятий, откуда латинское schola); многие предметы, входящие в программу современной Ш., тоже обязаны своим происхождением древнегреческой культуре и науке. Особенно важны в этом отношении период расцвета афинской государственной жизни и александрийский период образованности. Начальная афинская Ш. состояла из элементов, не успевших еще слиться в цельный организм, но свидетельствующих, во всяком случае, о высоких требованиях от этой Ш.: афинские мальчики грамоте и счету учились у грамматиста, гимнастике — у другого учителя, педотриба, для изучения же музыки должны были ходить к третьему специалисту — кифаристу. Обучение продолжалось 6—8 лет, начиная с семилетнего возраста. В 15—16 лет афинские юноши посещали гимназии, предназначавшиеся прежде всего для гимнастических упражнений и состоявшие в ведении правительства. Гимназии располагали обширными помещениями, которыми стали пользоваться преподаватели разных предметов для чтения своих курсов тем же юношам. Как начальная Ш., так и гимназия в Афинах преследовали исключительно общеобразовательные цели. Тот же характер Ш. сохранили и в александрийский период, но, благодаря развитию отдельных наук, в этот период устанавливается определенный круг знаний, усвоение которых требовалось от всякого свободного человека. Эта так называемая александрийская энциклопедия состояла из семи "свободных искусств": грамматики, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, астрономии и музыки. В период александрийской образованности получают особенное развитие средние школы под названием Ш. грамматиков и риторов. Они были предоставлены частному почину, не располагали определенными материальными средствами и обязаны были успехом лишь талантам своих руководителей. Христианство внесло в школы утилитарную окраску, так как первые чисто христианские школы были вызваны потребностями минуты. В течение первых четырех веков христианской эры на Востоке устанавливаются три типа начальной Ш., возникавшие затем повсюду, где появляется христианство: приходские, епископские и монастырские. Все эти Ш. были в руках духовенства, так как только из этого сословия могли они получать достаточно образованных учителей. Программа школ опиралась на александрийскую энциклопедию, но в ней с V в. после Р. Х. стали различать два отдела — тривиум (грамматика, риторика и диалектика) и квадривиум (остальные науки энциклопедии). В течение средних веков особенно посчастливилось тривиуму. Особенное влияние на развитие Ш. в VII— X вв. оказали бенедиктинцы, так как уставом этого ордена предписывалось учреждение Ш. На Западе в это время остаются те же три типа, которые сложились и на христианском Востоке, но под наименованием приходских, монастырских и соборных. Мецский епископ Хродеганг (742—766) особенно известен ревностью к школьному делу: он вменил в обязанность подчиненному ему духовенству учреждать Ш. при всех приходах и является в этом отношении предшественником Карла Великого. Эпоха последнего отмечена в истории просвещения возникновением народной Ш. с принудительным характером для всего населения. При преемниках Карла Великого в школьном деле все возвращается на старые пути, и мысль о народной Ш. снова возникает лишь в XVII в. у Ратихия и Коменского, осуществление же этой мысли принес с собой только XIX в. В Х и XI вв. особенное значение получают монастырские Ш., представлявшие два вида: одни были предназначены для подготовки клира и по месту расположения внутри ограды монастыря назывались внутренними, другие же открывали доступ светскому элементу и, будучи расположены за оградой, носили название внешних. С конца XIII в. заметны попытки освободиться от влияния духовенства в учреждении свободными городами городских латинских Ш. и братьями общей жизни (род монашеского ордена) — собственных Ш. Средним же векам обязана своим возникновением и высшая Ш. (университеты в Болонье, Саламанке, Коимбре, Париже, затем в Праге, Вене, Гейдельберге, Лейпциге и др.), но так как между низшей и высшей Ш. не было промежуточной ступени, то университетам пришлось восполнять этот пробел требованием, чтобы занятия медициной, юриспруденцией или богословием начинались не иначе как по окончании подготовительного, так называемого артистического факультета. Наряду со школами, состоявшими в ведении духовенства или городов, начинают возникать частные Ш. для обучения зачаткам грамоты и школы. Здесь занимались недоучившиеся бурсаки, писцы и т. п. Гуманизм не создал какого-либо нового типа Ш., но, слившись в XVI в. с реформацией, лишь косвенно влиял на образование того типа средней Ш., который и до настоящего времени остается господствующим, а именно гимназии в современном смысле этого слова. Общеобразовательное значение древних языков, на которое указывал гуманизм, стало отличительным признаком того направления в средней Ш., которое носит название гуманистического или классического. В противовес ему под влиянием Коменского и Локка в первой половине XVIII в. возникает реальная Ш., в которой первоначально были слиты общеобразовательные и утилитарные цели. Мало-помалу, однако же, утилитарные элементы отпали, благодаря учреждению разного рода профессиональных школ, особенно в ХIХ в., и реальная Ш. осталась одним из типов средней общеобразовательной Ш. В настоящее время усилия просвещенных стран прежде всего направлены к просвещению народных масс путем введения общедоступного и общеобразовательного обучения в народных Ш. Результатом этих стремлений явилось почти полное отсутствие неграмотных среди новобранцев в Швеции и почти повсюду в Германии. Достигнуто такое положение полным обособлением Ш. от воздействия духовенства и постоянными заботами о народном учителе. Народная Ш. не ограничивается элементарной ступенью обучения, но дает (например, в немецких мещанских Ш.) весьма обстоятельные сведения по закону Божию, родному языку, математике, географии и истории. Много споров вызывает повсюду, не исключая и России, общеобразовательная средняя Ш. Гуманизм, по-видимому, обнаруживает склонность признать общеобразовательное значение и новых языков, реализм же постепенно освобождается от балласта, попавшего в Ш. под влиянием чисто утилитарных взглядов на ее задачи. Профессиональные Ш. представляют много разновидностей, особенно же важны для развития Ш. заведения разных наименований (семинарии, нормальные Ш., педагогиумы), предназначенные для подготовки учителей. В области высшей Ш., рядом с университетами, удержавшими общеобразовательные и профессиональные элементы, возникают политехникумы, специальные академии, институты и т. п. Ср. K. Schmidt, "Geschichte der P ä dagogik" (4 т.; по-русски, M., 1877—81); Raumer, "Ges chichte der Pä dagogik" (4 т., 5 изд., Штутгарт, 1877; по-русски переведены только два тома); K. A. Schmidt, "Geschichte der Erziehung" (5 т., Штутгарт и Б., 1884—1901); Ziegler, "Geschichte der P ä dagogik" (Мюнхен, 1894); Paulsen, "Geschichte des gelehrten Unterrichts auf den deutschen Schulen und Universitä ten" (2 изд., 1896); Модзалевский, "Очерк истории воспитания и обучения" (2 ч., 3 изд., СПб., 1892—99, составлено по Шмидту и Раумеру). Подробный перечень и характеристику русских школ см. в ст. Россия. Я. К.

Определение слова «Школа» по БСЭ:
Школа (лат. schola, от греч. schole)
1) учебно-воспитательное заведение (см. Школа).
2) Система образования, выучка, приобретённый опыт.
3) Направление в науке, литературе, искусстве и т.п., связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов.


Школа - учебно-воспитательное заведение для организованного образования, обучения и воспитания подрастающего поколения, а также взрослых и работающей молодёжи. В зависимости от того, кто является организатором и на чьи средства существует Ш., она является государственной, муниципальной (органов местного самоуправления) или частной, содержащейся общественными и религиозными организациями и частными лицами. По характеру сообщаемых знаний Ш. бывает общеобразовательной и профессиональной (специальной); по уровню образования - начальной, неполной средней, средней и высшей; по отношению к религии - светской и конфессиональной (церковной, религиозной); по полу учащихся - мужской, женской и совместного обучения. Цели, задачи и содержание работы Ш. зависят от уровня развития общества, его классовой структуры.
Первые Ш. возникли в странах Древнего Востока (Вавилонии, Ассирии, Египте, Индии и др.)- Жреческие школы при храмах, дворцовые для обучения знати, Ш. писцов для нужд административно-хозяйственного управления. В античном мире Ш. стала важнейшей частью спартанской, афинской и римской систем воспитания (см. Спартанское воспитание; раздел Воспитание и просвещение в ст. Греция Древняя; раздел Воспитание и просвещение в ст. Рим Древний).
При феодализме в странах Востока Ш. развивалась под влиянием господствовавших там религий (индуизма, буддизма, ислама) и служила интересам феодалов. В Индии, например, она существовала при крупных храмах и предназначалась главным образом для детей брахманов и кшатриев. Здесь кроме чтения и письма изучались тексты священных книг, эпические поэмы, мифология, грамматика, литература, история, философия, математика, астрономия, медицина. В т. н. общинных индуистских школах при сельских храмах обучались чтению, письму и счёту на местном языке дети мелких землевладельцев. При буддийских монастырях в странах Востока, кроме начальных и средних Ш., действовали высшие богословские, в которых изучались также математика, астрономия и другие науки. В мусульманских районах и странах распространились Мектеб и Медресе.
В Западной Европе с установлением в средние века монополии церкви на образование все Ш. стали открываться только католической церковью и находились под её идеологическим руководством. При отдельных церквах с 5 в. создавались для мальчиков приходские Ш. элементарного обучения; при монастырях действовали Монастырские школы; в центрах епархий - Соборные школы (епископские, или кафедральные). С укреплением средневековых городов в 12 в. открылись первые университеты и в 13- 14 вв., в противовес церковным, Цеховые школы и Гильдейские школы, слившиеся в 15-16 вв. в городские. Помимо развития сети церковных Ш., создавались новые для детей светских феодалов - аристократические Грамматические школы и Паблик скулз в Англии, Рыцарские академии в Германии, классическая Гимназия в Германии и других странах (см. Классическое образование) и т.д. Дети горожан учились в бюргерских школах, реальных училищах, торговых и технических Ш.
С развитием капитализма в Западной Европе сословная Ш. превращается в классовую, буржуазную, сущность которой, отмечал В. И. Ленин, «... состоит в том, что образование одинаково организовано и одинаково доступно для всех имущих» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 476). В развитых капиталистических странах в 19 в. приняты законы о всеобщем обязательном начальном обучении детей обоего пола, Ш. провозглашается единой и светской. Фактически эти юридические акты полностью никогда не осуществлялись. Наряду с классической средней всё больше развивались реальные и профессиональные Ш. (см. Реальное образование), удовлетворявшие потребности буржуазии в подготовке кадров для торговли и промышленности. Естественнонаучные предметы постепенно включались в учебные планы классических школ.
Ш. в странах Азии, Африки и Латинской Америки, подвергшихся колонизации, была подчинена интересам господствующих классов метрополий (Испании, Великобритании, Франции и др.). Необходимость в «подручных кадрах» из коренного («туземного»)
населения, верных колонизаторам, заставила их открыть для «цветных», кроме начальных, небольшое число повышенных начальных, средних (коллежи, колледжи, лицеи) и высших учебных заведений (университетов и др.) с обучением на языках метрополий. В них готовились будущие надсмотрщики, чиновники, солдаты и младшие офицеры «цветных войск».
Контингент учащихся составляли и дети местной знати и буржуазии, для сыновей вождей племён имелись закрытые привилегированные Ш. Рост национально-освободительного движения в колониях ускорял открытие высших учебных заведений (в Индии до 2-й мировой войны 1939-45 - 18 университетов), но деятельность их строго контролировалась колониальными властями. Однако основная масса коренного населения оставалась неграмотной. Это тяжёлое наследие колониализма преодолевается в странах, сбросивших его иго.
До Октябрьской революции 1917 у народов, входящих в состав СССР, возникновение первых Ш. и развитие их системы определялись конкретно-историческими особенностями жизни этих народов. В Армении и Грузии сведения о первых Ш. относятся к 4 в., в Азербайджане - к 5 в. На территории Средней Азии и Азербайджана с 7 в. стали распространяться мусульманские мектебы и медресе, сохранявшие господствующее положение до Октябрьской революции. Летописные источники дают весьма неполные сведения о Ш. Киевской Руси, открывавшихся в 10-13 вв. при монастырях, церковных приходах, дворцах князей. Берестяные грамоты 11-15 вв. содержат данные о методах обучения грамоте, свидетельствуют о распространении грамотности в Древней Руси как среди феодальной знати и духовенства, так и среди горожан, посадских людей, ремесленников, торговцев.
В дореволюционной России для народных масс существовала Начальная школа различных типов. Имущие слои населения обучали детей в гимназиях, реальных училищах, коммерческих училищах, университетах и других вузах. В системе Ш. сохранялись остатки сословности: закрытые дворянские учебные заведения - кадетские корпуса, лицеи (см. Лицей), Пажеский корпус, Институты благородных девиц, отсутствие преемственности между начальными (народными) Ш. и гимназией. Для поступления в Ш. существовали национальные и вероисповедные ограничения.
Правительство для воспитания у молодёжи верноподданнических чувств и религиозности использовало церковь. Кроме специальных школ для подготовки служителей культа Синоду непосредственно была подчинена сеть школ грамоты, церковно-приходских школ, епархиальных училищ. Во всех Ш. обязательным учебным предметом являлся закон божий. По уровню грамотности населения Россия отставала от развитых капиталистических стран. Среди трудящихся царила массовая безграмотность.
«Четыре пятых молодого поколения,- отмечал В. И. Ленин в 1913, - осуждены на безграмотность крепостническим государственным устройством России» (там же, т. 23, с. 127).
Ш. в СССР и других социалистических странах. После Октябрьской революции 1917 Ш. становится общенародной, доступной всем, независимо от социального положения и национальности. С 1918 в стране введено совместное обучение лиц обоего пола. Ш. отделена от церкви, стала государственной и светской. Её цель -
«воспитание поколения, способного окончательно установить коммунизм» [Программа РКП (б), 1919], формирование всесторонне и гармонически развитой личности с твёрдыми коммунистическими убеждениями. Структура советской Ш., содержание образования и организация обучения в ней изменяются с развитием социалистического общества, прогрессом науки и культуры, но принципиальные основы её деятельности остаются неизменными. Общеобразовательная Ш. является трудовой, политехнической (см. Средняя общеобразовательная школа, Политехническое образование).
В средних специальных учебных заведениях наряду с профессиональной даётся общеобразовательная подготовка. Обучение во всех типах Ш. бесплатное, часть учащихся содержится на государственном обеспечении (в школе-интернате, профессионально-технических учебных заведениях и др.), учащиеся средних специальных учебных заведений и студенты высших учебных заведений (см. Высшее образование) получают государственные стипендии. Ш. является единой, различные типы её преемственно связаны и дают возможность перехода от начальных ступеней обучения к высшим. Все народы СССР пользуются правом обучения детей на родном языке. В стране осуществлено начальное (1934) и восьмилетнее (1962) всеобщее обязательное обучение, к 1976 в основном закончен переход ко всеобщему среднему образованию.
Другие социалистические страны используют опыт школьного строительства в СССР с учётом своих конкретных исторических условий и национальных особенностей. Для социалистических стран действуют общие закономерности в построении нового общества и воспитании всесторонне развитой личности - активного строителя социализма и коммунизма. Принципиальные основы деятельности Ш. в этих странах едины, хотя её типы, названия, структура, сроки обучения, уровень всеобщего обязательного образования различны.
Ш. в современных капиталистических странах. Частью общего кризиса капитализма является кризис образования в буржуазных странах, который выражается в неспособности общества удовлетворить требования развивающегося производства к перестройке образования. Цель буржуазной школы остаётся неизменной - создавать для буржуазии
«... пригодных слуг, которые были бы способны давать ей прибыль и вместе с тем не тревожили бы ее покоя...» (Ленин В. И., там же, т. 41, с. 303). Государственные ассигнования на образование недостаточны и не устраняют хронической нехватки средств для нормальной работы Ш. В ряде стран более массовой становится средняя школа (Великобритания, США, Франция, ФРГ, Япония и др.), принимаются меры по реорганизации структуры Ш., содержания образования и методов обучения, управления ею. Однако не осуществляются принятые законы о всеобщем обязательном обучении в отношении беднейших слоев населения, в силу массовой безработицы, расовой и национальной дискриминации, не обеспечено равноправное среднее образование для всех. Существуют утончённые способы сохранения классового неравенства в содержании образования и качестве обучения в различного типа школах, социального отбора учащихся для высших его ступеней и наиболее престижных профилей обучения (Фуркация, наличие частных Ш. с высокой платой за обучение, специальные тестовые испытания и др.).
См. разделы Народное образование и культурно-просветительные учреждения в статьях о союзных и автономных республиках в соответствующих томах БСЭ, а также 24-й том, книга II - «СССР» (Народное образование в разделе Культурное строительство); разделы Народное образование и Просвещение в статьях о зарубежных странах.
Лит.: Ленин В. И., О воспитании и образовании, 3 изд., М., 1973; Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. документов 1917-1973 гг., М., 1974; Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик, М., 1977; Брежнев Л. И., Ленинским курсом. Речи и статьи, т. 2, М., 1973, с. 220- 238; Константинов Н. А., Школьная политика в колониальных странах (XIX - XX вв.), М., 1948: Константинов Н. А., Струминский В. Я., Очерки по истории начального образования в России, 2 изд., М., 1953; Королев Ф. Ф., Очерки по истории советской школы и педагогики. 1917-1920, М., 1958; Королев Ф. Ф., Корнейчик Т. Д., Равкин З. И., Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921-1931, М., 1961; Народное образование в СССР. 1917- 1967, под ред. М. А. Прокофьева [и др.], М., 1967; Беляев В. П., Латинская Америка: народное просвещение и проблемы социально-экономического развития, М., 1971; Малькова З. А., Современная школа США, М., 1971; Гончаров Л. Н., Школа и педагогика США до второй мировой войны.
Исторический очерк, М., 1972; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в.- первая половина XIX в., под ред. М. Ф. Шабаевой, М., 1973; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в., под ред. А. И. Пискунова, М., 1976; Измайлов А. Э., Просвещение в республиках Советского Востока, М., 1973; Прокофьев М. А., Советская общеобразовательная школа на современном этапе, М., 1975; Малькова З. А., Вульфсон Б. Л., Современная школа и педагогика в капиталистических странах, М., 1975; Тангян С. А., Образование и общественный прогресс в развивающихся странах, М., 1975; Школа европейских стран социализма. Послевоенное развитие и современные проблемы, под ред. М. Н. Кузьмина, М., 1976; Школьная политика и школа в странах капитализма, под ред. З. А. Мальковой, М., 1976; Лапчинская В. П., Средняя общеобразовательная школа современной Англии. Вопросы теории и практики обучения, М., 1977; Ширинский А. Е., Образование в развивающихся странах, М., 1977; Педагогика школы, под ред. Г. И. Щукиной, М., 1977; Советская школа на современном этапе, под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Колмаковой, М., 1977; World survey of Education, [v. 1]-5, P., [1955]
―71; Sasnett М., Sepmeyer I., Educational systems of Africa, Berkeley - Los Ang., [1966]; Misra A., Education and finance, Gwalior, 1971.
П. И. Куликов.
Школа - в искусстве, художественное направление, течение, представленное группой учеников и последователей какого-либо художника (например, Венециановская школа) либо группой художников, близких по творческими принципам и художественной манере (например, Строгановская школа иконописи). Термином
«Ш.» характеризуют также живопись, скульптуру города или области в случае, если их своеобразие выражено в определённых стилистических и хронологических границах (например, Болонская школа), или национальное искусство целой страны (Фламандское искусство).

Шкодрани    Школа    Школа I Ступени