Коллектив
Значение слова Коллектив по Ефремовой:
Коллектив - Группа людей, объединенных общей трудовой деятельностью, общими интересами.
Значение слова Коллектив по Ожегову:
Коллектив - Группа лиц объединенных общей работой, учебой, общими интересами
Коллектив в Энциклопедическом словаре:
Коллектив - (от лат. collectivus - собирательный) - относительно компактнаясоциальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретнойобщественной задачи (коллектив трудовой, учебный, военный, спортивный идр.).
Значение слова Коллектив по словарю Ушакова:
КОЛЛЕКТИВ
(оле), коллектива, м. (от латин. collectivus - сборный). Группа людей, объединенных общими делами, общей работой. Весь коллектив единогласно протестовал. || Групповое объединение в пределах какого-н. целого; ячейка (нов.). Крепко спаянный коллектив. Коллектив безработных. Партийный коллектив.
Определение слова «Коллектив» по БСЭ:
Коллектив - социалистический (от латинского collectivus - собирательный), одна из важнейших ячеек социалистического общества; относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи. К. сочетает интересы индивида и общества и основан на общности целей, принципах социалистического сотрудничества, выступающих для его членов в виде ценностных ориентаций и норм деятельности.
В соответствии с видом деятельности различаются К. трудовые, учебные, военные, бытовые, спортивные, художественной самодеятельности и др. Основное место в обществе принадлежит трудовым К., среди которых важнейшими являются производственные К.
Социалистическая революция создаёт материальные и духовные условия (общественная собственность на средства производства, социалистические нормы отношений, идеалы, ценности и др.), обеспечивающие создание различного рода К. С развитием социалистического общества происходят изменения в функциях и структуре К., его движение от первоначальных к более зрелым формам коммунистического типа.
Главными функциями К. являются: предметная - непосредственное осуществление той задачи, ради которой он возник и существует; социально-воспитательная - обеспечение сочетания интересов общества и индивида путём развития разнообразных способностей индивида. Размер и задача К. обусловливают его организационную структуру: она может быть одно-, двух- или многоступенчатой (например, бригада, цех, завод). В качестве первичного уровня К. выступает Малая группа, где существуют непосредственные отношения между индивидами. К. обладает как официальной (формальной) структурой, так и социально-психологической (неформальной) структурой, складывающейся на основе личных симпатий и антипатий. Поскольку личностные отношения существенно влияют на поведение людей, в том числе и на их отношение к труду, установление оптимального отношения между формальной и неформальной структурами имеет большое значение для успешного функционирования К.
В каждом К. наблюдается определенная степень изменения состава. Это вызывается как объективными причинами, обусловленными техническим прогрессом, законом перемены труда, демографическими и иными законами, так и субъективными, зависящими от характера отношений внутри К. Некоторые К. периодически изменяют свой состав (учебные заведения, армейские подразделения). Существуют также временные К. (например, К. строителей ГЭС).
Важнейшую роль в К. играют ячейки массовых общественных организаций - партийных, комсомольских, профессиональных и др., которые призваны активно влиять на деятельность К., поднимать сознание его членов до уровня требований, предъявляемых обществом, противодействовать возникновению местничества, так называемого коллективного эгоизма.
Положение и ценность человека в К. определяются преимущественно его личными качествами и способностями, от которых зависит в значительной степени и характер его отношений с др. членами К. Каждый человек обычно принадлежит к нескольким К. (трудовому, бытовому, спортивному или др.), где развиваются его различные способности.
Оценка К. - могучий стимул деловой и общественной активности индивида, побуждающий его к постоянному совершенствованию, способствующий развитию Коллективизма. Член К. нравственно ответствен не только за свою деятельность, но и за деятельность др. членов К. и всего К. в целом. Он должен сопоставлять свои действия с действиями К. и подчиняться требованиям коллективной дисциплины. Отдельный индивид иногда может лучше понимать задачи, объективно стоящие перед К., нежели большинство его членов. В этом случае индивид имеет право и морально обязан выступить против большинства членов своего К. в интересах общества, а, в конечном счете, и самого К. Показателями уровня развития К. служат: степень единства индивида и К. при условии возрастающей общественной активности индивида и его требований к самому себе и к К. (включая его руководителей); степень единства К. и общества при условии растущей самостоятельности действий К., предполагающей высокую сознательность его членов.
В развитом социалистическом обществе возрастает соответствие интересов общества, трудового К. и индивида. Важная роль в этом принадлежит социалистическому соревнованию, одна из основных функций которого состоит в том, чтобы поднимать менее развитые в социальном отношении К. до уровня передовых. Примером таких К. являются К. коммунистического труда. Движение за коммунистическое отношение к труду становится делом сознательного творчества все более широких масс трудящихся и находит яркое выражение в разработке и осуществлении планов социального развития трудовых К. К. играют огромную роль в формировании у советских людей коммунистического мировоззрения, воспитании коммунистического отношения к труду и сознательной дисциплины, преодоление пережитков прошлого в сознании и поведении. В трудовых К. осуществляется одна из центральных задач партии - всё более широкое вовлечение трудящихся в управление производством и обществом. См. также ст. Коллективы и ударники коммунистического труда.
Н. И. Лапин.
Коллежский Советник
Коллектив
Коллектив Трудовой