Йорданс
Йорданс в Энциклопедическом словаре:
Йорданс - (Jordaens) Якоб (1593-1678) - фламандский живописец. Жанровые имифологические композиции с изображением полнокровных типов крестьян ибюргеров отличаются жизнеутверждающим чувственным восприятием мира,плотной энергичной манерой письма, теплым звучным колоритом (''Сатир вгостях у крестьянина'', ''Бобовый король'').
(Jordaens) Якоб (19 мая 1593 -
Антверпен - 18 октября 1678, тамже),
фламандский художник. Биография Сын торговца одеждой, с 1607 учился вАнтверпене у А. Ван Норта, на дочери которого женился. С 1615 мастергильдии св. Луки, с 1621 -
декан гильдии. Испытал
влияние Караваджо,Рубенса, Янсенса. Возглавлял живописную мастерскую. В 1650 перешел вкальвинизм, но продолжал
выполнять заказы для католических церквей имонастырей. Писал картины на религиозные, мифологические, историческиесюжеты, портреты и бытовые сцены,
мастер монументальных росписей,акварелей.
Творчество В творчестве Йорданса почвенное
начало фламандскогоискусства выражено с подкупающей,
подчас грубоватой, чувственной силой.Художник не бывал в Италии и,
может быть, поэтому не стремилсяприноравливаться к итальянским образцам.
Полнота оптимистическогомироощущения сближает Йорданса с Рубенсом, но в
отличие от последнего онне обладал
такой силой художественного обобщения и героизации образов,столь неисчерпаемой фантазией.
Даже религиозные и мифологические сюжетытрактуются им в жанровом плане, его персонажи, наделенные физическим инравственным здоровьем, как
правило, написаны с натуры. В искусствеЙорданса праздничная
зрелищность сочетается с оттенком прозаическойобстоятельности.
Ранний период. Композиция В раннем творчестве, отмеченномвлиянием
Караваджо (первая датированная
работа ''Поклонение Волхвов'', 1616,Метрополитен-музей;
''Посещение Богоматери родителями Иоанна Крестителя'',ок. 1616,
Музей искусств,
Роли, Сев. Каролина;
''Поклонение пастухов'',1618,
Национальный музей, Стокгольм;
''Четыре евангелиста'', 1617-1618,Лувр) преобладают ночные сцены, искусственное
освещение, лепящее крепкомоделированные объемы, плотная
манера живописи.
Индивидуальность молодогомастера проявляется в особом типе крупномасштабной композиции, гденемногочисленные, но представленные в натуральную величину фигурывыдвинуты на
передний план и заполняют всю
поверхность картины, лишеннойпространственной глубины;
избранный художником
низкий горизонт усиливаетвпечатление грузности тел и предметов. Эти приемы,
возможно, были связаныс активной работой Йорданса над картонами для шпалер с их законамипостроения композиции и пространства. В картинах на мифологические сюжетыпредставлены такие же полнокровные типы (''Воспитание Юпитера'',Художественные собрания, Кассель;
''Жертвоприношение Церере'', Прадо;''Мелеагр и
Аталанта'', Лувр).
''Аллегория плодородия''
Менее удачныотвлеченно-аллегорические образы мастера,
неоднократно обращающегося ктеме ''Аллегории плодородия'' (1617,
Старая пинакотека, Мюнхен; 1625-28,Королевский
музей изящных искусств, Брюссель;
Музей изящных искусств,Гент;
Галерея Уоллес, Лондон; ок. 1645,
Национальный музей, Копенгаген;ок. 1650, Картинная
галерея, Дрезден). Самая известная брюссельская''Аллегория плодородия''
кажется в
целом перегруженной массивными фигурамиобнаженных натурщиц.
''Сатир в гостях у крестьянина'' Ярче
всего своеобразиеЙорданса проявляется в тех полотнах, в которых преобладают жанровыемотивы; он
охотно черпает сюжеты в народных пословицах, баснях,поговорках. В музеях Москвы, Касселя, Будапешта, Мюнхена, Брюсселяхранится
несколько вариантов картины
''Сатир в гостях у крестьянина'',написанной на
сюжет басни Эзопа.
Козлоногий сатир, посещавший крестьянскуютрапезу, удивлен двуличием людей - поведением крестьянина,
который дует накашу,
чтобы ее
охладить, в то
время как
раньше он дул на
руки, чтобы ихсогреть. И
сатир и
крестьянин -
дети одной природы -
тесно сгрудилисьвокруг стола, их тяжелые тела, краснощекие лица, грубые
ступни ног,бытовые
предметы на переднем плане переданы с пластическойосязательностью.
Широкий плотный мазок, крупные красочные
пятна синих,красных, желтых, золотисто-коричневых тонов, насыщенных оттенками,отличают картину, находящуюся в Музее изобразительных искусств в Москве(ок. 1620).
Йорданс любил
изображать бюргерские семьи, то беззаботнопирующие за праздничным столом, то
собравшиеся вместе для семейногоконцерта.
Среди излюбленных сюжетов -
праздник ''бобового короля'',отмечаемый в
день поклонения волхвов младенцу Христу. В картине ''Бобовыйкороль '' (ок. 1638, Эрмитаж; до 1656,
Музей истории искусств, Вена) царитдух разнузданного веселья, красноречив и ярок
каждый персонаж; избегаярезких светотеневых контрастов,
мастер под влиянием Рубенса обращается кболее мягкой горячей
цветовой гамме с множеством оттенков отзолотисто-розового до золотисто-коричневого. Полная грубоватого юморабытовая
сцена приобретает
черты монументальной значительности. В портретахЙорданс не ставил своей целью
создать глубокие психологические образы.Некоторые из них близки к его картинам (''Семейный
портрет'', ок. 1615),более парадны портреты семьи художника (1622-1624, Прадо), четы ванЗурпелен (Национальная
галерея, Лондон). Выполняя в 1630-х гг. вАнтверпене
вместе с Рубенсом декоративные
работы, а
затем после смертиРубенса приобретя славу первого живописца Фландрии,
Йорданс переживаеттворческий
перелом. Грандиозный объем работ, включавшийдекоративно-аллегорические циклы и росписи, в том числе заказы, исходившиеот королевских дворов Европы (Голландии, Англии, Швеции), большие,исполненные
между 1635-45 серии картонов для шпалер, посвященные Одиссею,Александру Македонскому, Карлу Великому и осуществленные при активномучастии
мастерской, - все это
постепенно привело к утрате Йордансомтворческой самобытности, следованию
чисто внешним декоративным задачам.Одна из самых помпезных работ
такого рода - циклдекоративно-аллегорических композиций 1648-53 по заказу голландскогоштатгальтера для его летней резиденции Хейс-Тен-Боск (''Домик в лесу'')исполнен Йордансом
совместно с Г. ван Тульденом.
Определение слова «Йорданс» по БСЭ:
Йорданс (Jordaens)
Якоб (19.5.1593, Антверпен, - 18.10.1678, там же), фламандский живописец. Сын торговца тканями. С 1607 учился у А. ван Норта, сотрудничал с П. П. Рубенсом. Создал большую мастерскую для выполнения многочисленных заказов. В искусстве Й. с большой силой выявлены народные основы и реалистические устремления фламандской школы, такие её черты, как ярко чувственное восприятие жизни, мощная лепка форм кистью, неиссякаемый оптимизм. Вместе с тем в творчестве Й. значительную роль играли связи со старой нидерландской традицией и с наследием Караваджо. В ранних произведениях Й.
(«Семейный портрет», около 1615, Эрмитаж, Ленинград: «Поклонение пастухов», 1618, Национальный музей, Стокгольм) родственны караваджизму плебейская характерность фигур, тесно сгруппированных на переднем плане, подчёркнутая материальность предметов, контрастная светотень. В лучших картинах Й., выполненных в 1620-1630-х гг.
(«Воспитание Юпитера», 1620, Картинная галерея, Кассель; «Семейный портрет», около 1622-24, Прадо, Мадрид; «Аллегория плодородия», около 1625-28, Музей старинного искусства, Брюссель; «Бобовый король», 1638, Эрмитаж), определились особенности его реализма - пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким тяжеловесным фигурам и сочным деталям, предпочтение бытовому жанру и жанровой трактовке религиозных и мифологических тем, энергичная и сильная плотная живопись с преобладанием звучных тёплых тонов. С 1640-х гг. Й. пишет парадные, перегруженные фигурами композиции, в которых иногда чувствуются напыщенность и ложный пафос (панно «Триумф принца Фридриха Генриха Оранского», 1652, дворец Хёйс тен Бос, Гаага).
Лит.: [Смольская Н.], Якоб Йорданс. [Альбом], М., 1959; Puyvelde L. van, Jordaens, P. - Brux., 1953.
Я. Йорданс. «Сатир в гостях у крестьянина». Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.
Я. Йорданс. Автопортрет (фрагмент). Галерея Уффици. Флоренция.
Йордан
Йорданс
Йорк