Венера

Венера в Энциклопедическом словаре:
Венера - в римской мифологии первоначально богиня весны и садов,впоследствии отождествлялась с греческой богиней Афродитой и почиталаськак богиня любви и красоты.


планета, среднее расстояние от Солнца 0,72 а. е., периодобращения 224,7 сут, вращения 243 сут, средний радиус 6050 км, масса 4,9 .1024 кг. Атмосфера: CO2 (97%), N2 (ок. 3%), H2O (0,05%), примеси CO, SO2,HCl, HF. Температура у поверхности ок. 750 К, давление ок. 107 Па, или 100ат. На поверхности Венеры обнаружены горы, кратеры, камни. Поверхностныепороды Венеры близки по составу к земным осадочным породам.
серия советских межпланетных космических аппаратов для изученияпланеты Венера и космического пространства; программа их разработки изапусков. Максимальная стартовая масса ок. 5 т. Первый запуск в 1961;''Венера-4'' произвела первые прямые исследования атмосферы Венеры (1967),''Венера-7'' - первую мягкую посадку на Венеру (1970). ''Венера-9'' - первуюсъемку поверхности Венеры (1975). В 1961-83 запущено 16 ''Венер''.

Значение слова Венера по словарю Символизма:
Венера - См. планеты.

Значение слова Венера по словарю Даля:
Венера
ж. планета, между которою и марсом земля наша обращается вкруг солнца. | Раковина венерка, Venus: названия эти и следующие взяты из греческой боговщины, от имени богини любви. Венерин гребень, назв. растения, Scandix Pecten Veneris. - пояс, морской слизняк, животнорастение Cestum Venerls. - колесница, растение лютик, Aconitum. Венерическая болезнь, любострастная, худая, французская, сифилитическая.

Значение слова Венера по словарю Брокгауза и Ефрона:
Венера (миф.) (лат. Venus) — одно из 12 божеств греко-римского Олимпа, Афродита у эллинов, богиня любви и красоты, мать Амура (Эроса), царица нимф и граций. По Гомеру Афродита, дочь Зевса и Дионы, обладает поясом, который способен сделать всякую женщину или богиню "прекраснее, чем сама красота". Таким образом, по первоначальному представлению Афродита является олицетворением красоты, высшей чарующей женской силы. Такова златокудрая с блестящим и влажным взглядом и сладкой (φιλομειδής) улыбкой на устах Афродита в Илиаде, сопровождаемая Харитами и вызывающая к себе удивление и восторг всего Олимпа. Илиада знает еще Афродиту-победительницу (νικηφόρος), воинственную (Αρεια) и царственную (Βασίλεια), которая является покровительницею троянцев. Лишь позже к этим образам начинают примешиваться другие черты: Афродита становится богинею любви, покровительницею браков и в ней олицетворяется женская производительная сила ( Α. γεννητείρα, γαμόστολος). рассказы о ее замужестве с безобразным Гефестом (Вулканом) и о любовных похождениях с Ареем (Марсом) являются впервые в Одиссее; они позднейшего происхождения. Из рассказа Гезиода о рождении Афродиты из морской пены возникает представление о ней как покровительнице мореплавания; отсюда ее эпитеты: θαλασσιά, πελαγία (морская) и Αναδυoμένη (выходящая из морской пены), Ευπλοια, Λιμνησία (дающая благополучное плавание). Под финикийским влиянием Афродита сближается с Астартой и становится богинею страсти и чувственности. В Афинах почиталась Афродита Пандемос (всенародная), которая, как покровительница брака, считалась олицетворением народного союза и единства. Потом она была низведена в Афродиту Гетеру (Εταίρα), а в Коринфе и Ефесе даже имела эпитет πόρνη, т. е. представительница грубой и разнузданной чувственности. Последней противопоставляется Афродита Урания (небесная), которая особенно почиталась в Сикионе и Аргосе и отождествлялась с старшей из трех Парок, богинею судьбы. Когда культ Афродиты был перенесен в Рим и отождествлен с Венерой — неизвестно; но вероятно, что он перешел туда из Сицилии, где очень рано был воздвигнут храм Афродиты Эрицинской. Древнеримская Venus была богинею садов, весны, произрастания и расцвета; но затем В. в Риме получает все эпитеты Афродиты и соответствующие последним разнородные культы; отсюда Venus genitrix, V. Victrix, vulgivaga, libitina, celestis. Цезарь и Август особенно покровительствовали культу В., как прародительницы (чрез Анхиза и Энея) римского народа и рода Юлиев. В 46 г. до Р. X. Цезарем воздвигнут на новом Форуме великолепный храм. По местностям, где культ Венеры-Афродиты пользовался особенным почетом, она носила название Citherea, Cyprida, Cnida, Pathia, Amathusia, Idalia, Erycine и др. В. посвящены, как символы любви, мирт (отсюда эпитет Myrtia), роза, яблоко, как символы плодородия — мак, голубь, воробей и заяц, как морской богине — дельфин и лебедь. В древнегреческом искусстве тип изображений Венеры прошел чрез ряд последовательных изменений. Первые пластические олицетворения этой богини, как и самый ее культ, проникли в Грецию с остр. Кипр; но происхождение их надо искать в более отдаленных странах — в Вавилонии, Халдее и Сузиане, где воздавалось поклонение божествам, по значению близким к греческой Афродите, и откуда дошли до нас терракотовые, варварски натуралистические статуэтки богини, виновницы зарождения и размножения всего живущего, изображающие ее в виде нагой, украшенной головным убором, ожерельями и браслетами, женщины, обеими руками жмущей себе груди для того, чтобы полилось из них молоко (напр. одна из статуэток Луврского музея). Через посредство финикиян, этот прототип изваяний Афродиты был занесен из Азии на Кипр, как то доказывается несколькими его воспроизведениями, найденными на сем острове. Прямое азиатское происхождение следует приписать и тем кипрским статуэткам, в которых богиня является в длинной одежде и держит в правой руке яблоко или цветок, а левую руку скрытою под одеждой, у груди. Усвоив себе эти типы, греческое искусство архаического периода долго не расставалось с ними, но потом внесло в них чисто эллинскую строгую грацию. По-видимому, в начальную пору Греция знала только одну "Небесную" Афродиту, Афродиту-Уранию, власть которой распространяется на всю природу и, по выражению Эврипида, низводит на землю любовь и плодородие. В своих изваяниях, она уже перестает быть беззастенчиво нагою, но облечена в хитон и тунику, в одной руке держит у груди яблоко, цветок или голубя, а другою слегка приподнимает подол своей одежды (фрагмент статуи в Лионск. музее). К прежним представлениям о богине в непродолжительном времени присоединяется понятие об ее чарующей красоте; но даже в V в. греческая пластика остается верна строгому архаическому типу. К сожалению, от этого века не сохранилось мраморных статуй Афродиты, но другие относящиеся к нему памятники представляют ее одетою вполне скромно, в длинное платье и аттический хитон. Такою мы видим ее, напр., в бронзовых статуэтках, из которых многие служила подставками для зеркал (напр. одна из бронз Копенгагенск. муз.), в рисунках на вазах и во фрагменте восточного парфенонского фриза великолепного рельефа, принадлежащего школе Фидия. Такой характер, можно сказать с уверенностью, имели и три статуи Афродиты, исполненные самим великим афинским ваятелем и "Афродита в садах" (ένκήποις) его ученика, Алкамена. По мере того, как искусство греков становилось менее религиозным, иконографический тип богини утрачивал свою строгость, делался более соблазнительным, более чувственным. Самая личность ее, так сказать, раздвоилась: рядом с прежней Афродитой-Уранией явилась другая, Афродита-Пандемос (всенародная), олицетворявшая собою идею плотской любви и сладострастия. Постепенные видоизменения, испытанные при этом иконографическим типом Венеры, можно проследить по значительному количеству ее статуй, относящихся к разным эпохам: мало-помалу она освобождается от одежды; сначала легкий хитон еще облекает ее тело, обрисовывая его молодые и стройные формы и оставляя открытыми только правое плечо и правую грудь; нередко богиня одною рукою надевает себе на плечо развевающийся сзади плащ, а в другой держит яблоко (одна из статуй музея Кьарамонти, в Ватикане). Это - тип покровительницы преимущественно брачных союзов. Те же черты впоследствии получает у римлян Венера-Родительница (Venus Genetrix), лучшие статуи которой хранятся в галерее виллы Боргезе, в Риме, и в Неаполитанск. музее. Дальнейший шаг в указанном направлении составляют полуодетые изваяния, образцом которых может служить Венера Милосская, в Луврском музее — великолепная статуя, найденная в 1820 г. на остр. Милос и принадлежащая если не самому Скопасу, то одному из даровитейших его учеников (см. Ваяние табл. 11). В ней верхняя часть обворожительно красивой женщины представляется в полной наготе, а нижняя, начиная с бедер, изящно прикрыта спущенною с туловища драпировкою; отбитыми и теперь утраченными руками богиня, как предполагают археологи, поддерживала на своих коленах щит, в который смотрелась, как в зеркало (см. Ravaisson, "La Venus de Milo", (1871); v. Goeler, "Die Venus von Milo" (1879); a также исследования Гассе (1882) и Киля (1882). Здесь художник, наделив богиню военным атрибутом, очевидно, хотел выразить идею об ее победоносном могуществе — идею о том, что против ее власти ничто не может устоять (Афродита-Никифорос, т. е. Победительница). Если судить по значительному числу вариаций этого типа, повторяющегося и в статуях, и в других памятниках, — он был в большом распространении. Из таких вариаций особенно интересна т. наз. Капуанская Венера, статуя Неаполитанского музея, изображающая богиню также обнаженною до бедер и попирающаю шлем левою ногою. В IV стол. великий скульптор новоаттической школы решается на еще более смелое видоизменение типа богини и снимает с нее всяческие покровы. Жители остр. Кос заказали Праксителю изваять для них Афродиту, но вместо одной ее статуи он исполнил две: одну — одетую, другую — совсем нагую; заказчики выбрали первую, как более согласную с религиозным преданием; вторую же приобрели книдяне, поставившие ее в небольшом храме, открытом со всех сторон, для того, чтобы было удобнее любоваться ею. Книдская статуя (см. статью С. Рейнаха "Книдская Венера" в "Вестнике изящ. иск.", 1888 г., стр. 189), красоте которой древние писатели расточают восторженные похвалы, изображала богиню в тот момент, когда, она, скинув с себя последнее покрывало, кладет его на близстоящую вазу и входит в воду для купанья. Ни подлинное произведение Праксителя, ни непосредственные копии с него не уцелели, и мы можем судить об общем виде книдской Афродиты только по ее изображениям на некоторых монетах. Но созданный Праксителем тип как нельзя более соответствовал чувственному вкусу тогдашних греков и следовавших за ними поколений, а потому повторялся, можно сказать, в несчетных вариациях. Наиболее близкими воспроизведениями этого типа могут считаться Be нера палаццо Браски, хранящаяся ныне в Мюнхенской глиптотеке, ватиканская Венера и одна из статуй виллы Лудовизи. В позднейшее время подражатели Праксителя стараются придать этому типу еще более чувственный характер, видоизменяя на разный лад тему Венеры, выходящей из морских волн (В. Анадиомены) или идущей купаться. Из относящихся сюда статуй пользуются известностью в особенности: 1) Венера Медицейская, в музее Уффици, во Флоренции, с фальшивою подписью афинянина Клеомена, но исполненная на самом деле в Риме, в последнем стол. до Р. X.; богине приданы в ней черты весьма молодой, только что расцветшей красавицы, стыдливо прикрывающей одною рукою свою грудь, а другою — лоно. (см. Ваяние табл. III) 2) Венера Капитолийского музея в Риме, похожая по позе и жесту на Медицейскую, но изображающая богиню в виде женщины с вполне развитыми формами. Повторения обеих этих статуй встречаются во многих музеях, между прочим, и в Имп. Эрмитаже, где т. наз. Венера Таврическая составляет дубликат В. Медицейской, а извлеченная недавно из забвения Гатчинская Венера — дубликат Капитолийской. Тот же мотив купанья, но в другой композиции представляют статуи богини, присевшей на землю, из числа которых можно указать, как на лучшие, на Venus accroupie Луврского музея и на Фарнезскую Венеру Неаполитанск. музея. Было бы слишком продолжительно останавливаться на всех тех концепциях, в которых выражался чувственный, лишенный всякой религиозности, взгляд на богиню любви и красоты позднейших греко-римских художников, продолжавших изображать ее в наготе, то снимающею с ноги своей сандалию, то выжимающей воду из мокрой косы (статуя коллекции Торлониа в Риме), то любующийся собою в зеркало, и т. п. К разряду подобных статуй следует причислить Венеру-Калипигу Неаполитанск. музея, хотя и не скинувшую с себя туники, хотя и прелестную по формам, но, по мотиву движения и общему замыслу, впадающую в тривиальность. Замечательно, что античное искусство, под конец своего существования, вернулось в отношении Афродиты к ее первоначальному, архаическому типу, несмотря на утрату веры в нее и, во всяком случае, на коренную перемену, происшедшую в представлении о ней. Выработанный им образ богини перешел и в новое искусство, которое с эпохи Возрождения и до наших дней любило передавать в ее лице идеал женской красоты и грации. В составных композициях и группах античная скульптура и живопись сопровождали Афродиту то Эротом, то Ареем, то Адонисом, то второстепенными божествами, каковы: Пайдиа (веселье), Пейфо (убеждение), Эвномия (гармоничность) и Хариты, или в сюжетах из цикла легенд о Трое выводили вместе с нею на сцену Париса, вручающего ей яблоко Гесперид, и Елену (превосходный рельеф Неаполитанского музея). А. Сомов.


Венера (планета) — одна из больших планет, известных уже в древности; из всех небесных светил В. по яркости уступает лишь Солнцу и Луне; иногда она дает слабо видимую тень, иногда бывает видна даже днем. Орбита (см. это сл.) Венеры лежит внутри орбиты Земли, вследствие чего угловое расстояние Венеры от Солнца не превышает 48°, и ее можно видеть или вечером на западной стороне неба или утром на восточной стороне; вот почему древние называли В. вечернею, εςπερος, hesperus) и утренней звездою (έωσφορος, phosphorus). Невооруженному глазу В. представляется яркою звездою; наблюдая же ее через трубу, легко убедиться, что она, подобно Луне, имеет фазы. Фазы В. открыты Галилеем (1610). — Движение Венеры около Солнца совершается почти по кругу (эксцентрицитет ее орбиты = 0,007) в плоскости, наклоненной к плоскости эклиптики под углом в 3°,4, в 225 дней. Среднее расстояние В. от Солнца равно 108 миллионам км. Расстояние В. от Земли изменяется от 40 до 256 мил. км, это изменение расстояния В. от Земли влечет за собою изменение видимого углового диаметра планеты между 60" и 10". — Размеры В. мало отличаются от размеров Земли: истинный диаметр В. = 0,992 диаметра земного шара, объем = 0,976 объема Земли. Масса В. = 0,79 массы Земли, плотность = 0,81 плотности Земли. — До последнего времени принимали, что время оборота В. около ее оси равно 23 h21m (по исследованиям Кассини [Jacques], Шретера, де Вико); но из новейших изысканий Скиапарелли следует заключить, что это время равно времени оборота В. около Солнца, т. е. приблизительно 225 дням, причем ось вращения почти перпендикулярна к плоскости эклиптики (Schiaparelli, "Considerazioni sul moto rotatorio del pianeta Venere", 1890). — Весьма вероятно, что В. окружена атмосферой, мало отличающейся от нашей. Во время нижнего соединения (см. Соединение) В., если расстояние ее от одного из узлов ее орбиты (см. Узел), считаемое по эклиптике, не превышает 1°,8, усматривается в виде черного кружка на диске Солнца; это явление называется прохождением В. перед диском Солнца. Наблюдения прохождений В. доставляют прекрасное средство для определения параллакса (см. это слово) Солнца, из которого можно вычислить расстояние Солнца от Земли, на что впервые указал Галлей (Наllеу, "Methodus singularis, qua solis parallaxis ope Veneris etc. determinari poterit" 1716). В 240 лет бывает четыре прохождения В. Последнее было 6 дек. (н. ст.) 1882 г., а ближайшие будут: 8 июня 2004 г., 6 июня 2012 г., 11 дек. 2117 г., 8 дек. 2125 г. и т. д. — Астрономы обозначают В. знаком ♀ (см. Планеты). А. Жданов.

Определение слова «Венера» по БСЭ:
Венера - в древнеримской мифологии первоначально богиня весны и садов; принадлежала к числу древнейших италийских божеств. С проникновением на территорию Древней Италии греческих культов В. стала отождествляться с древнегреческой богиней Афродитой и почитаться как богиня любви и красоты. В эпоху Римской империи культ В. был особенно популярен, почиталась как прародительница императорского рода Юлиев.


Венера - вторая по расстоянию от Солнца и ближайшая к Земле планета Солнечной системы, астрономический знак . В. была известна также под названием Утренней звезды, Геспера, Веспера, Вечерней звезды, Фосфора, Люцифера. Среднее расстояние от Солнца 108 млн.км (0,723 астрономической единицы). Сидерический период 224 сут 16 ч 49 мин 8 сек. Для земного наблюдателя угловое расстояние В. от Солнца не превышает 48°, вследствие чего она видна только в течение некоторого времени после захода Солнца (вечерняя звезда) или незадолго до его восхода (утренняя звезда). В. - наиболее яркое (после Солнца и Луны) светило земного неба. В максимуме блеска она достигает −4,4 звёздной величины, фазы В. (открыты Г. Галилеем в 1610) люди с исключительно хорошим зрением могут заметить невооруженным глазом. Угловой диаметр В. во время нижнего соединения достигает 64″. Согласно наземным радиолокационным наблюдениям, средний радиус В. составляет 6050 ± 0,5 км, а отклонения от сферичности ±3 км, масса
1408522±3 массы Солнца, 0,9528 массы Земли.
При наблюдениях с Земли В. представляется покрытой сплошным облачным покровом с высокой отражательной способностью (сферическое альбедо 0,6), лишённым постоянных деталей. По отдельным тёмным и ярким образованиям, заметным на облачном покрове в основном в области длин волн 300-400 нм (3000-4000 Е), установлен примерно 4-суточный период вращения (направление вращения обратное, то есть противоположное движению планет вокруг Солнца). Период вращения твёрдого тела планеты, определённый радиолокационными наблюдениями, составляет 243 ± 0,18 сут (направление вращения также обратное), причём ось вращения наклонена к плоскости орбиты не более чем на 2°. Возможно, что наблюдаемый 4-суточный период вращения облачного слоя объясняется атмосферными течениями (скорость ≅ 100 км/сек, что в земной атмосфере типично для высот 50-60 км).
Существование атмосферы В. установлено впервые М. В. Ломоносовым при наблюдениях прохождения её по диску Солнца в 1761.
В атмосфере В. спектроскопическим путём надёжно установлено присутствие двуокиси углерода (CO2). В надоблачном слое, возможно, имеются окись углерода (CO), пары воды (H2O), кислород (O2), хлористый водород (HCl) и фтористый водород (HF). Предполагают, что облака В. состоят из кристаллов водяного льда. Сведений о подоблачном слое атмосферы, получаемых в результате наземных оптических наблюдений, практически нет.
По наблюдениям в радиодиапазоне и инфракрасной области спектра яркостная температура В. сильно зависит от длины волны, в которой проводятся наблюдения (см. табл.).
Примерный ход яркостной температуры Венеры








Длина волны, смАбс. темп-ра, К
Инфракрасная область∼240
0,1∼300
1,0∼400
1,5∼500
6,0∼700
70,0500-450

Измерения в инфракрасной области спектра относятся к верхним слоям облачного покрова. Вблизи длины волны λ = 6 см, по-видимому, максимум температуры; вблизи λ = 70 см температура, медленно изменяясь, приближается к 500-450 К (во всех случаях - температура средняя по диску), фазовый ход слабо выражен в миллиметровом диапазоне (амплитуда около 10%), в сантиметровом и дециметровом диапазонах фазовый ход лежит в пределах ошибок измерений. Наиболее распространённым объяснением распределения яркостной температуры по спектру является представление о горячей поверхности планеты (около 600-700 К), излучение которой на коротких и длинных волнах поглощается атмосферой. Предполагают, что высокая температура поверхности связана с парниковым эффектом, создаваемым атмосферой В.
Прямые измерения, впервые проведённые 18 октября 1967 в нижней атмосфере В. советской автоматической межпланетной станцией «Венера-4» и подтвержденные измерениями станций «Венера-5», «Венера-6» и «Венера-7» (16 мая 1969, 17 мая 1969 и 15 декабря 1970), показали, что температура растет с приближением к поверхности с градиентом, близким к адиабатическому, давление у поверхности превышает несколько Мн/мІ (несколько десятков кгс/смІ). Согласно прямым исследованиям, атмосфера В. состоит в основном из углекислого газа с примесью небольшого количества воды (около 0,1%) и кислорода.
Модель атмосферы, построенная с учётом данных как наземных, так и прямых измерений, приводит к выводу, что средняя температура у поверхности В. составляет около 750 К при давлении около 10 Мн/м2 (100 кгс/смІ).
Поверхность планеты, по-видимому, твёрдая, изрытость несколько меньше изрытости поверхности Луны. Радиолокационные наблюдения обнаруживают отдельные области повышенной отражающей способности, связанные, возможно, с рельефом поверхности.
Лит.: Шаронов В. В., Планета Венера, М., 1965; Кузьмин А. Д., Радиофизические исследования Венеры, М., 1967; Мороз В. И., Физика планет, М., 1967; Брандт Дж., Ходж П., Астрофизика солнечной системы, пер. с англ., М., 1967.
Г. А. Лейкин
«Венера»,
наименование советских автоматических межпланетных станций (АМС), запускаемых к планете Венера, начиная с 1961.
«Венера-1» запущена 12 февраля 1961. Масса 643,5 кг. 19-20 мая 1961 она прошла на расстоянии около 100 тыс.км от Венеры и вышла на орбиту спутника Солнца с перигелием 106 млн.км, афелием 151 млн.км.
«Венера-2» запущена 12 ноября 1965. Масса 963 кг. «В.-2» имела отсек с фототелевизионной системой и комплекс научной аппаратуры для изучения космического пространства. 27 февраля 1966 «В.-2» прошла на расстоянии 24 тыс.км от поверхности Венеры и вышла на орбиту спутника Солнца с перигелием около 107 млн.км, афелием около 179 млн.км.
«Венера-3» запущена 16 ноября 1965. Масса 960 кг. «В.-3» имела спускаемый аппарат в виде шара диаметром 900 мм с теплозащитным покрытием и парашютом. В спускаемом аппарате находились радиосистема, научная аппаратура, источники питания, вымпелы с изображением Государственного герба СССР. В полёте была проведена коррекция траектории, обеспечившая попадание станции на планету. 1 марта 1966 станция достигла поверхности Венеры, осуществив первый в мире полёт автоматического космического летательного аппарата на другую планету.
«Венера-4» запущена 12 июня 1967 (рис.). Пройдя расстояние около 350 млн.км, 18 октября 1967 вошла со 2-й космической скоростью в атмосферу Венеры, и от неё отделился спускаемый аппарат. После аэродинамического торможения аппарата была введена в действие парашютная система. Масса станции 1106 кг, спускаемого аппарата 383 кг. Аппарат доставил на поверхность Венеры 2-й вымпел с изображением Государственного герба СССР.
«В.-4», запущенная с Земли, впервые осуществила плавный спуск в атмосфере другой планеты. Станция «В.-4», аналогично предыдущим, была оборудована солнечными батареями, корректирующими двигателями, баллонами с газом, датчиками ориентации, остронаправленной и малонаправленной антеннами и др. В орбитальном отсеке располагались 2 приёмника и передатчик, телеметрические коммутаторы, дешифраторы, запоминающее устройство. В спускаемом аппарате размещались 2 передатчика, телеметрический коммутатор и программный механизм.
Научная аппаратура станции размещалась как в орбитальном отсеке, так и в спускаемом аппарате. В орбитальном отсеке находилась аппаратура, предназначавшаяся для измерений в межпланетном пространстве и в окрестностях Венеры: трёхкомпонентный магнитометр с диапазоном измерений 50 нтл (нанотесла) [50 гамм] и чувствительностью 2 нтл [2 гаммы]; счётчики частиц космических лучей; индикатор ультрафиолетового излучения Солнца, рассеянного нейтральными атомами водорода и кислорода, что позволило регистрировать концентрации этих газов в окрестностях планеты; ловушки заряженных частиц. В спускаемом аппарате находилась аппаратура, предназначавшаяся для изучения атмосферы планеты: 2 термометра сопротивления, барометрический датчик, ионизационный измеритель плотности атмосферы и 11 патронов-газоанализаторов.
Результаты наблюдений, выполненных АМС «В.-4», показали, что в 1967 интенсивность вспышек солнечных космических лучей возросла в сотни раз по сравнению с годами минимума солнечной активности. На припланетном участке траектории поток частиц высоких энергий оставался практически без изменений, что свидетельствует об отсутствии у планеты радиационных поясов. Это подтверждается и магнитометрическими измерениями. Зарегистрирована водородная корона Венеры, начинающаяся на удалении около трёх радиусов от поверхности планеты и имеющая концентрацию на три порядка более низкую, чем концентрация частиц в водородной короне Земли. Атомарный кислород не обнаружен. Данные прямых измерений параметров нижнего слоя атмосферы показывают, что давление на конечном участке полёта изменялось от 0,07 до 2 Мн/мІ (от 0,7 до 20 кгс/смІ), темпера от 25 ± 10°C до 270 ± 10°C.
Таким образом, была подтверждена справедливость данных о высоких значениях температуры поверхности Венеры, полученных с помощью радиолокации планеты.
«Венера-5» и «Венера-6». « В.-5» запущена 5 января 1969. Основная цель запуска - продолжение исследований планеты Венера, начатых «В.-4». В целях более полного изучения планеты Венера 10 января 1969 осуществлен запуск «Венеры-6».
На станциях расширен состав научной и измерительной аппаратуры. На борту станций - вымпелы СССР с барельефом В. И. Ленина и изображением Государственного герба СССР. Масса «В.-5» и « В.-6» без последней ступени ракеты-носителя 1130 кг.
16 и 17 мая «В.-5» и «В.-6» завершили многомесячный полёт по трассе Земля - Венера. Спускаемые аппараты станций плавно снизились в атмосфере планеты на её «ночной» стороне. Во время полёта станции провели важные исследования физических процессов, протекающих в межпланетном пространстве. Научные приборы, находящиеся на борту аппаратов, в процессе спуска измеряли химический состав, давление, плотность и температуру атмосферы Венеры. Впервые в мире научные исследования атмосферы Венеры были проведены фактически одновременно в двух её районах.
«Венера-7» стартовала 17 августа, достигла Венеры 15 декабря 1970. Во время полёта со станцией проведено 124 сеанса радиосвязи. После входа в атмосферу Венеры дополнительно упрочнённый спускаемый аппарат снижался с парашютом, передавая радиосигналы в течение 35 мин.
Е. Ф. Рязанов, М. Г. Крошкин.
Общий вид станции «Венера-4»: 1 - орбитальный отсек; 2 - датчик ориентации на звезду; 3 - датчик ориентации на Солнце; 4 - баллоны двигательной установки; 5 - датчик ориентации на Землю; 6 - трёхкомпонентный магнитометр; 7 - параболическая остронаправленная антенна; 8 - малонаправленная антенна; 9 - радиационная поверхность системы терморегулирования (является частью параболической антенны); 10 - солнечные батареи; 11 - корректирующая двигательная установка; 12 - микродвигатели системы ориентации; 13 - счётчики для исследования космических лучей; 14 - спускаемый аппарат.

Венеды    Венера    Венера Милосская