Существование
Значение слова Существование по Ефремовой:
Существование - 1. Наличие, факт бытия кого-л., чего-л.
2. Жизнь, бытие.
3. Бездеятельный, лишенный цели, смысла, духовных интересов образ жизни.
Существование в Энциклопедическом словаре:
Существование - в истории философии - понятие, обозначавшее наличноебытие вещи, которое, в отличие от сущности, постигается не мышлением, ноопытом.2) Центральная категория экзистенциализма.
Значение слова Существование по словарю Ушакова:
СУЩЕСТВОВАНИЕ
существования, ср. 1. только ед. жизнь, бытие. Великим подспорьем всего его существования, неизменным товарищем и другом была ему его тетка. Тургенев . Есть много средств сделать человеческое существование постылым. Салтыков-Щедрин . Покончить (земное) существование (умереть; книжн.). Отравить (всё) существование кому-н. (помешать кому-н. жить или чувствовать себя спокойно, сделать кому-н. жизнь несносной). Прекратить существование (перестать существовать, умереть). Жалкое существование. Остаться без средств к существованию. || То, что имеется в наличии, что существует. Когда я начинал новый труд, я совершенно не помнил о существовании "Записок одного молодого человека". Герцен . В первый же год своего существования предприятие добилось больших успехов. Прекратить существование (перестать существовать, быть). 2. То же, что существо во 2 знач. (книжн. редко). Умолкла Ольга Афанасьевна, а за нею умолк и весь дом, словно мгла опустилась на
Определение слова «Существование» по БСЭ:
Существование - [позднелат. ex (s) istentia, от лат. ex (s) isto - существую], в диалектико-материалистической философии синоним бытия материи и сознания. В истории философии понятие «С.» употреблялось обычно для обозначения внешнего бытия вещи, которое, в отличие от сущности вещи, постигается не мышлением, а опытом. Схоластика (см. Реализм, Номинализм) усматривала в дуализме сущности и С. коренную раздвоенность природного (сотворённого) универсума, снимаемую лишь в боге: С. вещи не выводимо из её сущности, но детерминировано в конечном счёте творческим волением бога.
Английский Эмпиризм 17-18 вв. (Дж. Локк, Д. Юм) признаёт реальность единичных фактов, С. которых ниоткуда не выводимо и которые фиксируются в чувственном опыте - источнике всякого знания. Рационализм нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Г. Фихте, Г. Гегель) в своём истолковании С. исходит из учения о тождестве мышления и бытия: С., по существу, трактуется здесь как нечто разумное, рациональное. Попыткой примирить обе точки зрения были учения Г. Лейбница и И. Канта. Лейбниц признаёт два рода истин: вечные истины разума и истины факта; однако различие между первыми и вторыми, согласно Лейбницу, существует только для конечного человеческого разума, в божественном разуме оно снимается. Кант признаёт онтологическое значение С. непознаваемой
«вещи в себе», которое принципиально невыводимо логически, так как невозможно логически вывести существование ни одного чувственного явления (ибо рассудок даёт лишь формальную связь, а материал для него поставляет чувственность).
Принципиально новый категориальный смысл С. получает у С. Кьеркегора. Он противопоставляет рационализму (в частности, Гегеля) понимание С. как человеческого бытия, которое постигается непосредственно. С., по Кьеркегору,- единично, личностно, конечно. Конечное С. имеет свою судьбу и обладает историчностью, ибо понятие истории, согласно Кьеркегору, неотделимо от конечности, неповторимости С., то есть от судьбы.
В 20 в. кьеркегоровское понятие С. возрождается в Экзистенциализме (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, Г. Марсель и др.), где оно занимает центральное место. С. (то есть экзистенция; отсюда сам термин «экзистенциализм»)
трактуется в экзистенциализме как нечто соотнесённое с трансценденцией, то есть выходом человека за собственные пределы. Непостижимая для мышления связь С. с транцендепцией, его конечность обнаруживаются, согласно экзистенциализму, в факте самого С. Однако конечность, смертность С. - не просто эмпирический факт прекращения жизни, а начало, определяющее структуру С., пронизывающее собой всю человеческую жизнь. Отсюда характерный для экзистенциализма интерес к так называемым
«пограничным ситуациям» (страдание, страх, тревога, вина), в которых выявляется природа С.
Выступая против всех форм идеализма, марксистская философия рассматривает С. как объективную реальность многообразных форм материи и как социально-историческое бытие, определяющее положение человека в обществе. См. ст. Бытие и литературу при ней.
П. П. Гайденко.
Существо I
Существование
Существовать