Веласкес

Веласкес в Энциклопедическом словаре:
Веласкес - (Родригес де Сильва Веласкес) (Rodriguez de Silva Velasquez)Диего (1599-1660) - испанский живописец. Придворный живописец Филиппа IV(с 1623). Картины на религиозные, мифологические (''Вакх'', ок. 1628-29),исторические (''Сдача Бреды'', 1634) сюжеты, сцены из народной жизни(''Завтрак'', ок. 1617-18), острохарактерные портреты (''Иннокентий X'', 1650;групповой портрет ''Менины'', 1656), правдивые и поэтичные сцены труда(''Пряхи'', 1657). Живопись Веласкеса отличается смелостью реалистическихнаблюдений, умением проникнуть в характер модели, обостренным чувствомгармонии, тонкостью и насыщенностью колорита., Родригес де СильваВеласкес (Rodrigez de Silva Velasquez) Диего (4 или 5 июня 1599, Севилья -6 августа 1660, Мадрид), испанский художник, крупнейший представительиспанского барокко. БиографияПроисходил из небогатой дворянской семьи.Учился в Севилье у Ф. Эрреры-Старшего и у Ф. Пачеко (1611-17), на дочерикоторого Хуане Миранде, женился в 1618. В 1617 получил звание мастера.Работал в Севилье и Мадриде, куда переехал в 1623, назначенный придворнымхудожником с исключительным правом писать портреты короля. Занималразличные должности при дворе Филиппа IV, вплоть до гофмаршала двора в1652; в круг его служебных обязанностей, отнимавших много сил и времени,входила организация всех празднеств, приемов, убранство дворцовых покоев,а также пополнение королевских собраний произведениями искусства.Превосходя современных ему испанских художников не только творческимдиапазоном, но и смелостью и новизной художественных решений, Веласкесписал картины на жанровые, мифологические, исторические, религиозныесюжеты, портреты, пейзажи. Человек высокого нравственного благородства, онбыл назван современниками ''художником Истины''. Севильский период.БодегоныСамостоятельность проявилась уже в ранних полотнах севильскогопериода, созданных в жанре бодегонов (от исп. bodegon - трактир,харчевня), изображавших скудные завтраки, кухонные сцены с немногимиполуфигурами и выделенными на переднем плане натюрмортами. В этихпроизведениях с резкими светотеневыми контрастами, тяжелой и плотнойживописью, отмеченных воздействием школы Караваджо, господствуют полныеестественного достоинства запоминающиеся народные типы (''Завтрак'', ок.1617-18, Эрмитаж; сходная картина 1618-19, Музей изобразительных искусств,Будапешт; ''Старая кухарка'', ок. 1620, Национальная галерея Шотландии,Эдинбург; ''Завтрак двух юношей'', ''Водонос'', ок. 1621 - обе музейВеллингтон, Лондон). К жанру бодегонов относятся и немногочисленные ранниерелигиозные картины Веласкеса: ''Поклонение волхвов'' (1619, Прадо);''Христос в доме Марфы и Марии'' (ок. 1620, Национальная галерея, Лондон).Мадридский период Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможностьвнимательного изучения ценнейших королевских собраний живописи (в томчисле произведений Тициана), близость с испанской культурной элитой,встречи с посетившим в 1628 Мадрид Рубенсом, первая поездка в Италию(1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора исовершенствованию мастерства. В необычных для испанской традиции картинахна античные сюжеты (''Вакх'' или ''Пьяницы'', 1628-1629, ''Кузница Вулкана'',1630 - обе в Прадо), с их острым чувством житейской достоверности иоттенком иронии, мифологические образы соединены со сценами, приближеннымик реальности. ''Сдача Бреды''Картина ''Сдача Бреды'' (1634, Прадо, вошедшая вансамбль Зала Королевств мадридского дворца Буэн-Ретиро, - одно из самыхзначительных произведений европейской живописи исторического жанра, вкотором с глубокой человечностью охарактеризована каждая из враждующихсторон. Передача испанцам ключей от нидерландской крепости Бреда -смысловой узел композиции, утверждающей за побежденным право на уважение,а за победителем - на великодушие. Огромное полотно, напоенное серебристымтуманом раннего июньского утра и создающее впечатление пространственнойглубины, решено в сдержанном изысканном колорите с тонко переданнымивалерами. Портреты 1630-40 Качества новой свободной живописи Веласкеса,его интерес к изображению пейзажной среды (два небольших пейзажа виллыМедичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественномсвете), стремление наполнить жизнью схемы парадных изображений отличаютего работы после возвращения из Италии - так называемые конные (1634-35) иохотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливаресадля дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). В портретахВеласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Серо-коричневыйфон кажется воздушным, обладающим глубиной, свободно положенные мазкиобразуют тончайший слой, сквозь который просвечивает крупнозернистыйхолст. Строгая темная гамма оживлена изысканнейшими сочетаниями серого икрасно-розового, зеленоватого и серо-оливкового, черного и золотого.Поразительны эффекты серых тонов, то более темных, мягких, бархатистых, тодостигающих чистого, свежего жемчужного оттенка. Портретируя короля,сановников, придворных, друзей, учеников, Веласкес изображает человекатаким, каков он есть, в слиянии самых разноречивых черт характера, будь тожестокий временщик Оливарес (ок. 1633, Эрмитаж), хмурый вельможа ХуанМатеос (ок. 1632, Картинная галерея, Дрезден), итальянский кардинал КамилоАсталли (1649-50, Музей Испанского общества в Америке, Нью-Йорк), полныйвнутренней энергии неизвестный кабальеро (возможно Алонсо Кано, 1630-егг., музей Веллингтон, Лондон), погруженный в свою работу скульптор Х.Мартинес Монтаньес (1635-38, Прадо) или овеянная благородным изяществом''Дама с веером'' (ок. 1648, галерея Уоллес, Лондон). В портретахкоролевских карликов и шутов Веласкес снепредвзятой зоркостью взглядараскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний,поднимающийся подчас до скорбного трагизма (''Барбаросса'', 1636-38; ''ЭльБобо дель Кориа'', ок. 1637-39; ''Эль Примо'', 1644; ''Себастьяно дель Морра'',ок. 1643-44; ''Мальчик из Вальескаса'', ок. 1644, ''Хуан Австрийский'', начало1650-х гг. - все Прадо). В парных картинах ''Менипп'' и ''Эзоп'' (1639-40,Прадо,), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутыхобществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личностьусловностей. Интеллектуальная содержательность сатирика Мениппа выражена вего ироническом, недобром отношении к миру, в образе баснописца Эзопа -грустное безразличие и мудрость человека, изведавшего истинную цену жизни.К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр ''Венера с зеркалом''(до 1651, Национальная галерея, Лондон), редчайшее в истории испанскойживописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемыйинквизицией.В Италии.Второй поездке Веласкеса в Италию (1649-51)сопутствовал традиционный успех. Портрет его ученика мулата Хуана Парехи(1644-50; Нью-Йорк, Метрополитен-музей) был восторженно встречен в римскиххудожественных кругах. Веласкес был избран членом римской Академии св.Луки и общества виртуозов Пантеона. Портрет римского папы Иннокентия X(1650, галерея Дориа-Памфили, Рим), необычайно смелый по откровенностиобраз (принимая его, Иннокентий Х воскликнул: ''Слишком правдиво!'') сталсамым знаменитым созданием Веласкеса за пределами Испании; в Риме его безконца копировали. Портреты 1650-х гг. 1650-е гг. - время самых высокихтворческих свершений Веласкеса. Вдохновенным артистизмом, смелостьюживописных находок отмечены поздние женские и детские портреты особкоролевского дома (королева Марианна Австрийская, ок. 1649, Прадо; инфантаМария Тереза, 1651, собрание Леман, Нью-Йорк; 1653 Музей историиискусства, Вена; инфанта Маргарита, 1653; 1659, там же; 1656, Лувр; 1660,Прадо; инфант Филипп Просперо, 1659, Музей истории искусства, Вена).Глубокой психологической характеристикой отмечен портрет стареющегоФилиппа IV (1655-56, Прадо, авторское повторение в Национальной галерее вЛондоне).''Менины'' и ''Пряхи'' Главные создания Веласкеса позднего периода -крупномасштабные композиции ''Менины'' (''Фрейлены'', 1656, в инвентарях 17 и18 вв. картина обозначалась как ''Семья'', ''Семья Филиппа IV''), ''Пряхи''(1657) - обе в Прадо. В ''Менинах'', картине, наполненной движениемпространственных планов, воздуха и света, частный эпизод придворного быта(девочка инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, сам Веласкес вмомент исполнения портрета королевской четы, отраженной в зеркале вглубине зала) предстает как одно из мгновений общего течения жизни вбогатстве ее взаимосвязей и изменчивых проявлений. Картина построена насложном переплетении официального и бытового, на многоплановой игресмысловых оттенков и образных сопоставлений. В столь же многоплановой позамыслу картине ''Пряхи'' сцена в королевской ковровой мастерской с фигурамипрях на первом плане запечатлевает как бы целый мир, выступающий вединстве и реальности мечты, повседневной жизни и мифа о греческоймастерице Арахне.Веласкес писал без предварительного наброска, прямо нахолсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры и как бывольную импровизацию со строгой продуманностьюкомпозиции.Литература:Каптерева Т. П. Веласкес. М., 1961 Знамеровская Т.П. Веласкес. М., 1978.Якимович А. К. Художник и дворец. Диего Веласкес.М., 1989.Justi K. Velasquez und sein Jahrhundert. Bonn, 1888.Lopez-Rey J.Velasquez. A catalogue raisonne of his work. London, 1963.Comon Aznar J.Velasquez. Madrid, 1964. V. 1-2.Brown J. Velasquez. Painter and courtier.New Haven; London, 1986.Т. П. Каптерева (Velazquez) (Веласкес де Куэльяр) Диего (1464-1524) - испанскийконкистадор. Завоевал о. Куба, в 1511-24 губернатор острова; предпринялряд завоевательных экспедиций на Юкатан, во Флориду и в Мексику.

Определение слова «Веласкес» по БСЭ:
Веласкес - Веласкес де Куэльяр (Velбzquez de Cuйllar) Диего (1464-1524), испанский конкистадор. Родился в г. Куэльяр (провинция Сеговия) в знатной богатой семье. Во время 2-й экспедиции X. Колумба прибыл вместе с ним на Гаити (1493). В 1511 начал завоевание Кубы и был назначен губернатором острова (оставался им до конца жизни). В 1512 основал гг. Асунсьон-де-Баракоа и Сантьяго-де-Куба, в 1513 - Сан-Сальвадор-де-Баямо, в 1514 - Пуэрто-Принсипе, Санкти-Спиритус и Ремедьос, в 1515 - Гавану. Снарядил ряд завоевательных экспедиций на Юкатан, во Флориду и Мексику. Умер от лихорадки; похоронен в Сантьяго-де-Куба.


Веласкес - собственно Родригес де Сильва Веласкес (Rodrнguez de Silva Velбsquez) Диего (4 или 5.6.1599, Севилья, - 6.8.1660, Мадрид), испанский живописец. Сын небогатого дворянина. Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и у Ф. Пачеко (1610-16). В 1617 получил звание мастера. До 1623 работал в Севилье, писал
«бодегонес» (испанский bodegуn - харчевня) - сцены из народного быта («Завтрак», около 1617, Эрмитаж, Ленинград; «Водонос», около 1620, Музей Уэллингтона, Лондон). Живопись плотным слоем непросвечивающих красок, контрастное освещение фигур, придвинутых к переднему плану композиции, интерес к точной фиксации внешних особенностей натуры сближают эти работы с традициями М. Караваджо. Порой В. вводит в бытовую сцену религиозный сюжет как самостоятельный мотив
(«Христос в доме Марфы и Марии», около 1622, Национальная галерея, Лондон). Уже в этих ранних произведениях В., обратившись к кругу явлений, новых для испанской живописи, создал меткие характеристики народных типов.
В середине 1623 В. переехал в Мадрид и в том же году стал королевским живописцем. Совершенствованию мастерства В. во многом содействовали знакомство с королевскими собраниями, богатыми итальянской живописьючастности, картинами Тициана), а также встречи с прибывшим в Испанию П. П. Рубенсом (конец 1628 - начало 1629) и поездка по Италии (конец 1629 - начало 1631). Вместе с тем и взгляд В. на мир становился всё более проницательным. Художник смело порывал с присущими искусству его времени условностями, постигая жизнь с её реальными связями. В то же время он искал пути к созданию полотен широкого обобщающего смысла. В картине
«Вакх» (до 1630, Прадо, Мадрид) В. изобразил на фоне пейзажа бродяг, пирующих в обществе Вакха и фавнов. Между образами огрубленных жизнью бродяг и античного божества нет непреодолимой дистанции. Их объединяют общая атмосфера приподнятости, близость к силам природы.
«Кузница Вулкана» (1630, Прадо) полна ощущения реальной жизни благодаря колориту, близкому к натуре, и естественности поведения её несколько простодушных героев. Картиной «Сдача Бреды» (1634, Прадо) В. закладывает основы всей европейской исторической живописи на тему современной действительности. Реальный эпизод испано-нидерландской войны даёт повод В. показать воюющие стороны во всей сложности их взаимоотношений. Ритмический строй композиции, группировка фигур, лес копий над испанским войском указывают соотношение сил, решившее исход битвы. Высокая мера объективности, с которой охарактеризованы участники события, позволяет остро ощутить контраст между изысканными испанцами и грубоватыми голландцами - представителями молодой страны и новых социальных сил. Сцена передачи ключей от г. Бреды - смысловой узел картины, утверждающей за побежденным право на уважение, а за победителем - на великодушие.
Одновременно с картинами В. написал много портретов, составивших необычайно разнообразную галерею представителей испанского общества: конные парадные портреты (герцога Оливареса, инфанта Бальтасара Карлоса; оба - 1634-35, Прадо), поясные или погрудные изображения придворных, друзей, учеников (Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден; герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж; дамы с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон; Хуана Парехи, 1650, собрание Раднор, Солсбери), серия портретов инфант (Художественно-исторический музей, Вена; Прадо; Лувр, Париж). Жизнь при дворе научила В. проникать в глубины человеческого характера, скрытые под маской высокомерия и холодной любезности, улавливать затаённые движения души.
Он скуп в выборе изобразительных средств, предельно сдержан в выражении эмоций. Художник накапливает и синтезирует в портрете свои наблюдения, ничего не утрируя, словно предоставляя другим судить об изображенном. Он почти не пишет аксессуаров, редко изображает жесты, движение. Чаще всего нейтральный фон, приобретающий особую глубину и воздушность благодаря соотношению валёров, тёмные тона одежд направляют основное внимание зрителя на ровно освещенные лица. Но за кажущимся внешним бесстрастием В. таится глубоко человечное отношение к окружающему. Поэтому портреты В. так же не однозначны и так же не похожи друг на друга, как и живые люди. При общей сдержанности цветовой гаммы В. для каждого портрета находит неповторимые изысканные сочетания тончайших оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого, придающих образам индивидуальный эмоциональный строй.
В ряду портретных образов В. привлекают особое внимание изображения придворных шутов и карликов (портреты, так называемого, Хуана Австрийского, Эль Бобо из Кории, Эль Примо, мальчика из Вальескаса, Себастьяна Мора и др.; все - 1631-48, Прадо). Мудрая непредвзятость в подходе к жизни позволяет ему в этих людях, часто обиженных природой, обнаружить присущие им человеческие качества. Необычайно тонко и точно разработанная цветовая гамма красных и розовых оттенков в портрете папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим) - эмоциональный ключ образа, жестокой правдивости которого устрашился сам папа. Этот портрет был написан В. во время его второй поездки в Италию (конец 1648 - середина 1651). Там же (или вскоре по возвращении в Испанию) В. исполнил
«Венеру с зеркалом» (1651, Национальная галерея, Лондон). Необычный композиционный приём (лицо Венеры видно только в зеркале) придаёт особую свежесть и остроту изображению обнажённого женского тела - гибкого, стройного, полного прелести и жизненного обаяния. К этому же периоду относятся и два пейзажа В. (оба - «Вилла Медичи», 1650-51, Прадо),
в которых художник при необычных для того времени свежести и кажущейся этюдности письма создал целостные образы природы.
В последние годы жизни В. написал две самые знаменитые свои картины: «Лас Менинас» («Фрейлины», 1656) и «Пряхи» (первоначальное название - «Миф об Арахне», 1657) - обе в Прадо. В «Лас Менинас»
художник изобразил на первом плане инфанту Маргариту в сопровождении фрейлин и карликов, а рядом - себя за мольбертом в момент исполнения им портрета королевской четы, отражение которой видно в зеркале в глубине зала. В. смело раздвинул пространство композиции: король и королева воспринимаются как бы находящимися перед картиной, в среде её зрителей, которые становятся, в свою очередь, участниками изображенной сцены. Частный эпизод придворного быта предстаёт здесь как один из моментов общего течения жизни со всей сложностью её взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Всё пронизано трепетным движением серебристого воздуха. Пленительная красота и живописное многообразие реальности воплотились в общем серо-жемчужном колорите картины с нанесёнными свободными ударами кисти голубыми, розовыми, тёмно-серыми, коричневатыми прозрачными мазками. В ином, более мажорном живописном ключе написаны
«Пряхи» - сцена в королевской мастерской ковров с фигурами прях на первом плане. Придворные дамы в глубине ярко освещенной комнаты любуются ковром, изображающим миф об Арахне - ткачихе, превзошедшей в мастерстве богиню Афину. Окутанные золотистой пылью фигуры прях воспринимаются по контрасту со светлым фоном особенно рельефно, в частности - фигура молодой пряхи справа, полная живой подвижности и энергии. Красота народа, его созидательная сила - лейтмотив картины.
В поздних произведениях В. с наибольшей полнотой сказались особенности его творческого метода: глубочайшее постижение действительности во всём её богатстве и противоречивости, целостность её образно-пластического воплощения, при котором все элементы художественной формы выступают в нерасторжимом единстве. В. писал без предварительных набросков, прямо на холсте, сливая воедино непосредственные впечатления от натуры, строгую продуманность композиции, свободу кисти и органичность всей живописной системы, достигая впечатления, казалось бы, вольной импровизации и вместе с тем широкого обобщения. Творчество В. - вершина испанской живописи 17 в. и одно из ярчайших явлений мирового реалистического искусства.
Лит.: Малицкая К. М., Веласкес (1599-1660), М. - Л., 1939; Каптерева Т. П., Веласкес, М., 1961 (библ.); Кеменов В. С., Картины Веласкеса, М., 1969; Lуpez-Rey J., Velasquez. А catalogue raisonnй of his oeuvre, L., 1963; Camуn Aznar J., Vel
бzquez, Madrid, 1964.
Т. П. Каптерева
Д. Веласкес. Автопортрет. Фрагмент картины «Лас Менинас» (1656. Прадо. Мадрид).

Д. Веласкес. «Венера с зеркалом». 1651. Национальная галерея. Лондон.

Портрет папы Иннокентия X. 1650. Галерея Дориа-Памфили. Рим.

Портрет инфанта Фелипе Просперо. 1650-е гг. Художественно-исторический музей. Вена.

«Вакх». До 1630. Прадо. Мадрид.

Портрет дамы с веером. Около 1648. Собрание Уоллес. Лондон.

Портрет шута Себастьяна де Морра. Между 1631 и 1648. Прадо. Мадрид.

«Сдача Бреды». 1634. Прадо. Мадрид.

«Пряхи». 1657. Прадо. Мадрид.

«Лас Менинас» («Фрейлины»). 1656. Прадо. Мадрид.

Векшинский    Веласкес    Веласко Альварадо