Лейтмотив

Значение слова Лейтмотив по Ефремовой:
Лейтмотив - 1. Музыкальный оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления и т.п.
2. перен. Основное положение, ведущая мысль, неоднократно повторяемая, подчеркиваемая.

Значение слова Лейтмотив по Ожегову:
Лейтмотив - Основной мотив, повторяющийся в музыкальном произведении


Лейтмотив Повторяющаяся в каком-нибудь произведении основная мысль, идея

Лейтмотив в Энциклопедическом словаре:
Лейтмотив - (нем. leitmotiv - букв. - ведущий мотив), музыкальный оборот,повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики илиусловного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции.Используется с кон. 18 в. в опере, с 19 в. - в балете и программнойинструментальной музыке. Сложную систему лейтмотивов применял в своихоперах Р. Вагнер. Термин ''лейтмотив'' имеет и более широкое значение: какопределение доминирующего начала в деятельности человека, в цепи событий.

Значение слова Лейтмотив по словарю Ушакова:
ЛЕЙТМОТИВ, лейтмотива, м. (нем. Leitmotiv, букв. руководящий мотив) (книжн.). 1. Гармонический или мелодический оборот, постоянный звуковой образ (преимущественно в опере), употр. композитором для характеристики какого-н. героя или какого-н. переживания, сценического положения и повторяющийся всякий раз при появлении героя или при наступлении данного положения в ходе действия (муз.). Лейтмотивы в операх Римского-Корсакова. 2. перен. Основная мысль, руководящее начало, главный тон. Лейтмотив книги. Лейтмотив рассуждения.

Определение слова «Лейтмотив» по БСЭ:
Лейтмотив (нем. Leitmotiv, буквально - ведущий мотив)
музыкальный оборот (мотив, фраза, реже целая тема, иногда гармоническая последовательность), неоднократно повторяющийся в качестве сквозного образа музыкального произведения. Обычно служит характеристикой или условным обозначением определённого персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции. Начиная с 19 в. принцип Л. находит широкое применение в опере, а также в балете и инструментальной программной музыке. В поздних операх Р. Вагнера сложная система Л. составляет основу музыкально-драматургического развития. Русские композиторы-классики М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский художественно убедительно претворяли принцип Л., однако он не занимает в их сочинениях столь исключительного положения, как у Вагнера, и сочетается с др. принципами музыкальной драматургии. Л. сохранил своё значение и в музыке 20 в. (например, в операх и балетах С. С. Прокофьева), новый аспект его использования связан с развитием киномузыки. Понятие Л. нередко применяется при анализе произведений литературы, обозначая образный оборот, повторяющийся в произведении как момент постоянной характеристики героя, переживания или ситуации. Повторяясь и варьируясь, Л. обрастает ассоциациями и обретает особую идейную, психологическую или символическую углублённость. Например, стук колотушки в повести А. П. Чехова
«Невеста» претворяется в символ монотонной и сонной обывательской жизни и одновременно - акцентирует перемену умонастроения героини. Говорят также о звуковых, ритмических, интонациях Л. в поэзии.
Термин «Л.» получил и более широкое нарицательное значение, определяя доминирующее начало в деятельности человека, в цепи событий и т. п.
Лит.: Вагнер Р., О применении музыки к драме, в кн.: Избр. статьи, М., 1935; Друскин М. С., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952; Ярустовский Б. М., Драматургия русской оперной классики, М., 1953; Римский-Корсаков Н. А.,
«Снегурочка» - весенняя сказка, Полн. собр. соч., т. IV, М., 1960.
Г. В. Крауклис.

Лейтес Натан Семенович    Лейтмотив    Лейтмотивный