Гейнсборо
Гейнсборо в Энциклопедическом словаре:
Гейнсборо - (Gainsborough) Томас (1727-1788) - английский живописец. Полныеодухотворенности и лиризма портреты (''Голубой мальчик'', ок. 1770;''Утренняя прогулка'', 1785) и пейзажи (''Телега со жнецами'', ок. 1771)отличаются виртуозной легкостью и воздушностью живописи.
(Gainsborough)
Томас (крещен 14 мая 1727 -
Садбери, Суффолк - 2августа 1788, Лондон),
английский живописец, один из крупнейшийпортретистов и пейзажистов 18 в.
Годы учения. Ранние произведения Младшийсын обедневшего торговца сукном Джона Гейнсборо, в 13 лет уговорил отцаотпустить его в
Лондон учиться ремеслу пейзажиста. Систематическогохудожественного образования,
однако, не получил. В 1740-х гг. некотороевремя учился в Лондоне у французского гравера Ю. Гравело, познакомившегоего со стилем французского
рококо. Значительное
влияние на становлениесобственной
манеры Гейнсборо оказала
живопись А.
Ватто и
знакомство сголландским пейзажем 17 в.,
особенно Я. Вейнантсом и Я. Рейсдалом. В 1746в Лондоне женился на Маргарет Бер, внебрачной дочери герцога де Бофор.Вскоре
после этого вернулся в
Садбери, в 1752 обосновался в Ипсуиче.Ранние портреты
Гейнсборо представляют
собой небольшие композиции,изображающие в пейзаже группы
мирно прогуливающихся и отдыхающихпровинциальных
помещиков, их жен и детей (''Портрет Р. Эндрюса с женой'',около 1749,
Галерея Тейт, Лондон;
''Мистер Браун с женой'', 1754/55).Мягкому и ясному душевному складу людей на портретах
Гейнсборо понастроению родственны ранние пейзажи мастера, солнечные и свежие (''СадГейнсборо'', ''Корнардский лес'', 1748, Национальная
галерея, Лондон). В Батеи Лондоне В 1759, в поисках
более широкого круга заказчиков, Гейнсборопереезжает в Бат,
модный курорт, где в его мастерскую
вскоре устремиласьреспектабельная
публика. Художник работает в имениях столичныхаристократов; во
время работы в усадьбе Уилтон он был поражен хранившимисятам работами Ван Дейка,
знакомство с которыми стало поворотным моментомего творческого развития. В Бате завязалась
дружба Гейнсборо, ценителя изнатока музыки, с композитором Абелем и многими музыкантами (''ПортретАбеля'', ок. 1777;
''Портрет музыканта Фишера'', ок. 1788, Бекингемскийдворец, Лондон).
Неоднократно он портретирует
своего друга - актераГаррика. С 1761
регулярно выставляется в Лондоне, в 1768 избираетсячленом-учредителем Королевской Академии. В 1774
окончательно переезжает вЛондон, где
король Георг III оказывает ему
покровительство и явноепредпочтение
перед его соперником Джошуа Рейнолдсом. В 1784, рассорившисьс Академией, президентом которой был
Рейнолдс, Гейнсборо перестаетвысылать
свои картины на ее
выставки. Портреты Cтремясь
угодить весьмаутонченным вкусам аристократической публики,
Гейнсборо вырабатываетпарадный и
элегантный ''большой стиль'', в значительной мере основанный наизучении произведений Ван Дейка, причем в образах Ван Дейка Гейнсборопрежде
всего воспринимает их тонкую одухотворенность и интеллектуальность.Особым лиризмом и изяществом отмечены женские и юношеские образы напортретах
Гейнсборо (''Голубой
мальчик'' -
портрет Дж. Бартола, ок.1770,Сан-Марино;
''Портрет дамы в голубом'', 1770-е гг., Эрмитаж); двойныепортреты -
воплощение нежной дружбы (''Утренняя
прогулка'' -
портрет У.Хэллета с женой, 1785, Национальная
галерея, Лондон;
''Портрет Элизы иТомаса Линли'', 1768). Героям
Гейнсборо присущи душевная утонченность, елеуловимые
движения чувств,
способность мечтать в уединении, на лонеприроды, в кругу близких. Этой ''преданностью мечтам'' и искренностьючувства картины
Гейнсборо близки литературе английского сентиментализмапоследних десятилетий 18 в. Живописная
техника Изысканностью и виртуознойлегкостью, создающей
впечатление воздушности и мгновенности исполнения,отличается живописная
техника в зрелых работах мастера. Он не акцентируетобъема, его фигуры
всегда легки и подвижны
даже в самых спокойныхсостояниях. Он
свободно набрасывает на
холст чистые, звучные, словнопереливающиеся
одна в другую
краски. Мазки,
очень длинные или короткие,мелкие, то пересекаются, то образуют изломы, то ложатся параллельно,оказываясь как бы смещенными по отношению к границе
формы. Такая точнорассчитанная
приблизительность мазка на расстоянии от холста превращаетсяв
живое мерцание взгляда, в
трепет губ, легкое
колебание складок ткани.Излюбленные художником холодные голубые
тона оттеняются перламутровымипереливами, гармонией оливково-серых, зеленых и серебристых тонов,необычайно богатых по звучанию. Пейзажи и ''воображаемые сцены''
Хотя заказына портреты не иссякали,
Гейнсборо пишет и пейзажи, полные ностальгии понесуетному, тихому, наивно-трогательному и прекрасному миру (''Водопой'').Много времени отдает пейзажному рисунку, работая черным мелом, пером,кистью и акварелью,
иногда по покрытым лаком листам.
Охотно используетновые сорта
бумаги и экспериментирует с новыми материалами, исполняетсерию офортов и акватинт.
Чтобы добиться необычных световых эффектов,смастерил
''волшебный фонарь'' с цветными стеклами. В последние годыГейнсборо
охотно писал ''воображаемые сцены''. В основном этоидеализированные портреты крестьянских детей и крестьян (''Девочка споросятами'', 1782,
собрание Хауарда;
''Девочка, собирающая
грибы'', собраниеУорда) - мягкие, нежные,
даже несколько сентиментальные, они напоминаютобразы
Мурильо, одного из любимых художников Гейнсборо.
Значение слова Гейнсборо по словарю Брокгауза и Ефрона:
Гейнсборо (Gainsborou gh) — город в английском графстве Линкольн, при реке Трент. Жителей 17660. Оживленная торговля; обширные заводы и фабрики сельскохозяйственных машин, сталелитейные, пивоваренные и др.
Определение слова «Гейнсборо» по БСЭ:
Гейнсборо (Gainsborough)
Томас (крещен 14.5.1727, Садбери, Суффолк, - 2.8.1788, Лондон), английский живописец и рисовальщик. Систематического художественного образования не получил, в 1740-х гг. в Лондоне учился у французского гравёра Ю. Гравло. Позже работал в Садбери, в 1750-х гг. - в Ипсуиче, с 1759 - в Бате, с 1774 - в Лондоне. Крупнейший (наряду с Дж. Рейнолдсом) английский мастер портрета 18 в., Г. начинал как пейзажист, проявив уже в ранних работах чуткость и непосредственность восприятия
(«Корнардский лес», 1748, Национальная галерея, Лондон); несколько наивным очарованием проникнуты ранние портреты супругов - провинциальных помещиков, изображенных на фоне полных свежести усадебных пейзажей (портрет Р. Эндрюса с женой, около 1749, галерея Тейт, Лондон). Развитый стиль портретной живописи Г., сложившийся под влиянием А. ван Дейка и А. Ватто, характеризуется одухотворённой трепетной поэтичностью в передаче личного обаяния человека, его тончайших душевных движений. Особенно проникновенны и изящны женские и юношеские образы
(«Голубой мальчик» - портрет Дж. Баттола, около 1770, галерея Хантингтон, Сан-Марино, США; портрет герцогини де Бофорт, 1770-е гг., Эрмитаж, Ленинград; «Пердита» - портрет миссис Робинсон, 1781, собрание Уоллес, Лондон; портрет Сары Сиддонс, 1784-85, Национальная галерея, Лондон). Интимность и сердечная теплота отличают парные портреты Г., где ему удавалось передать глубокую внутреннюю связь близких людей
(«Дочери художника», около 1759, и «Утренняя прогулка» - портрет У. Хэллета с женой, 1785, Национальная галерея, Лондон). Очень лиричны образы крестьянских детей («Деревенские дети», 1787, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). В героях Г. независимо от их общественного положения и возраста ощущаются богатая духовная жизнь, внутреннюю независимость, незаурядность характера. Живописная техника в зрелых работах Г. отличается виртуозной лёгкостью, воздушностью, изысканной нежностью; динамичная игра мелких разноцветных мазков придаёт картинам Г. изменчивость, дыхание подлинной жизни. Холодные, голубые тона дополняются перламутровыми оттенками, богатейшими рефлексами. Эти живописные качества сообщают особый поэтический строй и сельским пейзажам Г. с их мягкой гармоничностью, лёгкой игрой света
(«Повозка, едущая на ярмарку», 1786, галерея Тейт, Лондон). Пейзажи и сцены крестьянской жизни занимают главное место среди рисунков Г., полных трепета жизни и серебристой воздушности.
Лит.: [Кузнецова И.], Томас Гейнсборо, M., 1963; Woodall M., Thomas Gainsborough, his life and work, L., 1949; Waterhouse E. K., Gainsborough, [L.], 1958.
Т. Гейнсборо. «Утренняя прогулка» (портрет У. Хэллета с женой). 1785. Национальная галерея. Лондон.
Т. Гейнсборо. Автопортрет. 1754. Собрание Чамли. Англия.
Гейнс
Гейнсборо
Гейровский