Бенуа

Бенуа в Энциклопедическом словаре:
Бенуа - Александр Николаевич (1870-1960) - российский художник, историкискусства и художественный критик. Сын Н. Л. Бенуа. Идеолог ''Мираискусства''. В живописи, графике, театральных работах (''Версальская серия'';иллюстрации к ''Медному всаднику'' А. С. Пушкина, 1903-22) тонко передавалстиль прошедших эпох. В искусствоведческих трудах сочетал пропагандуклассического наследия с проповедью ''свободного искусства''. Художественныйруководитель ''Русских сезонов'' (1908-11), режиссер (МосковскогоХудожественного театра, 1913-15). С 1926 жил во Франции. АлександрНиколаевич ДЕ СЕНТ-МОР (Benoit de Sainte-Maure) - нормандский поэтпри дворе английского короля Генриха II, автор стихотворной хроникиНормандии и ''Романа о Трое'' (между 1180 и 1190), один из эпизодов которого(о Троиле и Крессиде) послужил источником сюжетов для Дж. Боккаччо, Дж.Чосера и У. Шекспира.


Леонтий Николаевич (1856-1928) - архитектор, заслуженный деятельискусств России (1927). Сын Н. Л. Бенуа, брат А. Н. Бенуа. Продолжалтрадиции классицизма (западный корпус Русского музея в Петрограде, 1914-16).
Николай Александрович (1901-88) - итальянский художник. Родился иполучил образование в России, сын и ученик А. Н. Бенуа. С 1925 жил вИталии. Оформил оперные спектакли многих театров мира (в 1936-71 былдиректором постановочной части театра Ла Скала), плодотворно продолжаятрадиции ''живописного театра'' времен ''Мира искусства''.
Николай Леонтьевич (1813-98) - российский архитектор. Мастерскиподражал историческим стилям (фрейлинские дома в Петродворце, 1858; в духебарокко). Построил ряд железнодорожных вокзалов (в Петродворце, 1855-57),где воспроизвел готические формы каркаса в металлических конструкциях.

Значение слова Бенуа по словарю Брокгауза и Ефрона:
Бенуа — три русск. художника, сыновья проф. архитектуры Николая Леонтьевича Б. 1) Альберт Николаевич, живописец-акварелист, род. в 1852 г., учился в Имп. академии художеств по архитектурному отделению, но по окончании курса посвятил себя изучению акварельной живописи, которою занимался и раньше, пользуясь советами проф. Л. Премацци. В 1883—85 гг., в качестве пенсионера Академии, посетил Италию, Францию и Испанию. В 1884 г., за представленные в Академию акварели, признан академиком, а по возвращении из путешествия назначен преподавателем акварельной живописи. Был одним из учредителей Общества русских акварелистов и остается доныне его деятельным членом; состоит наблюдателем за обучением рисованию в технических школах ведомства министерства финансов. Образцы его многочисленных произведений имеются в СПб. — в музее имп. Александра III, в Москве — в Третьяковской галерее, и в др. коллекциях. 2) Леонтий Николаевич, архитектор, род. в 1856 г.; изучал архитектуру в Имп. акад. худож. и окончил курс в 1879 г. с больш. золот. медалью, присужденною ему за исполнение конкурсной программы: "Проект инвалидного дома". В качестве пенсионера Академии провел три года за границей. За проект народного дома признан академиком, в 1892 г. возведен в звание профессора, в 1893 г. назначен профессором-руководителем архитектурной мастерской в Академии. Важнейшие произведения этого талантливого зодчего — церковь над могилою И. Громова в Новодевичьем м-ре, в СПб., новый православный собор в Варшаве, црк. в с. Груссе, имении г. Нечаева-Мальцова, дома учетного банка, страхового общества "Россия", г. Нечаева-Мальцова, отделения московского банка в СПб. Им произведена перестройка здания Имп. певческой капеллы и сооружается (по проекту проф. Гримма и Томишко) усыпальница для особ императорской фамилии в Петропавловской крепости в СПб. 3) Александр Николаевич, род. в 1870 г. По окончании курса на юридическом факультете СПб. унив. посвятил себя всецело искусству. Долго жил в Париже, откуда делал поездки с художественною целью в Бретань, Нормандию, Англию, Бельгию и Голландию. С 1901 по 1903 г. состоял редактором сборника "Художественные сокровища России". С самого основания журнала "Мир искусства" принимает в нем ближайшее участие и выставляет свои рисунки и акварели на его выставках. В настоящее время редактирует роскошное издание Р. Голике и А. Вильборга: "Русская школа живописи". Главные литературные труды Б. — глава, посвященная русскому искусству в сочинении Р. Мутера "Geschichte der Malerei im XIX Jahrhundert" и прибавление к русскому переводу этого сочинения, изданное в 1902 г. под заглавием: "История русской живописи в XIX столетии". Много его исторических и критических статей по части искусства помещено в "Мире искусства", "Художественных сокровищах России", "Ежегоднике имп. театров", "Сборнике министерства финансов", газете "Слово", "Revue encyclop é dique" и некоторых др. периодических изданиях.

Определение слова «Бенуа» по БСЭ:
Бенуа - Александр Николаевич [21.4(3.5).1870, Петербург, - 9.2.1960, Париж], русский художник, историк искусства, художественный критик. Сын архитектора Н. Л. Бенуа. Искусству обучался самостоятельно. Жил в Петербурге. В 1896-98 и 1905-07 работал во Франции. Один из организаторов и идейный руководитель объединения
«Мир искусства» и журнала того же наименования. В своей книге «История русской живописи в 19 веке» (ч. 1-2, СПБ, 1901-02) и статьях начала 1900-х гг. Б. подверг критике академическое искусство, а также выступил с идеалистических позиций против эстетики Н. Г. Чернышевского и гражданственности живописи передвижников, выдвинув главным критерием оценки произведений искусства их «художественность».
От некоторых полемически заострённых оценок Б. впоследствии отказался. Страстный пропагандист классического наследия, в том числе русского искусства 18 - 1-й четверти 19 вв., Б. был инициатором создания ряда искусствоведческих изданий и музеев (сборники «Художественные сокровища России», редактировал в 1901-03; журнал «Старые годы»; Музей старого Петербурга и т.д.).
В предреволюционные годы выступал против крайних формалистических направлений. С 1917 Б. принимал активное участие в организации охраны памятников искусства и в перестройке музейного дела (особенно в реорганизации Эрмитажа, заведующим картинной галереей которого он был в 1918-26).
Ощущение кризиса буржуазного общества и неизбежности революционных потрясений приводит Б. к поискам «вечных», «устойчивых» духовных и эстетических идеалов как антитезы противоречиям современности. Сочетаясь с увлечением искусством Франции 17-18 вв. и России 18 - 1-й четверти 19 вв., это придаёт его творчеству ретроспективную направленность. Б. - создатель особой разновидности исторической живописи, типичной для
«Мира искусства», т. е. достоверного по характерности деталей, но одностороннего поэтического отражения той области истории, которую в каждую эпоху составляют её быт и искусство. Б. привлекают хрупкая красота и гротескная причудливость клонящейся к упадку дворянской культуры (серия «Последние прогулки Людовика XIV», 1897-98; «Версальская серия», 1905-06).
Грустная ирония пронизывает его картины, в которых чинно шествующие или суетящиеся фигурки людей сопоставлены с непреходящей и величественной красотой совершенных произведений искусства. В завитках старинного орнамента, в жестах и осанке людей прошлого Б. видел материальное выражение духа и поэзии минувшей эпохи. Но творчество Б. не сводится к искусной стилизации, оно связано и с общим развитием живописи своего времени.
Б. принадлежит к числу реформаторов русской театрально-декорационной живописи на рубеже 20 в. (опера «Гибель богов» Р. Вагнера, 1903, и балет «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина, 1907, - Мариинский театр в Петербурге). С 1908 оформлял спектакли антрепризы С. П. Дягилева в Париже (балет «Петрушка» И. Ф. Стравинского, 1911, театр Шатле)
и до 1911 был её художественным руководителем. В 1913-15 заведующий художественной частью и режиссёр МХТ («Мольеровский спектакль», 1913, сорежиссёры К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко). С 1919 режиссёр и художник Академического театра оперы и балета
(«Пиковая дама» П. И. Чайковского, 1921) и Большого драматического театра («Слуга двух господ» К. Гольдони, 1921) - в Петрограде. Работы Б. для театра отличаются художественной цельностью, тщательной продуманностью декораций, костюмов и бутафории, тонким чувством стиля. Убедительны отмеченные графическим изяществом иллюстрации Б., в том числе иллюстрации к
«Медному всаднику» А. С. Пушкина (один из вариантов издан в 1923), созвучные то лиризму, то драматическому пафосу пушкинского стиха.
С 1926 Б. жил в Париже, работая главным образом над эскизами декораций и костюмов для спектаклей в театрах Франции, Италии и др. стран.
Соч.: Русская школа живописи, СПБ, 1904; Художественные письма, газета «Речь», ноябрь 1908 - февраль 1917; Царское село в царствование императрицы Елизаветы Петровны, СПБ, 1910; История живописи всех времен и народов, т. 1-4, СПБ, 1912-17 (не окончено); Возникновение
«Мира искусства», Л., 1928; Жизнь художника. Воспоминания, т. 1-2, Нью-Йорк, 1955: Александр Бенуа размышляет... [статьи и письма 1917-1960 гг.], М., 1968; Memoirs, v. 1-2, L., 1960-64.
Лит.: Эрнст С., А. Бенуа, П.,1921; Эткинд М., А. Н. Бенуа, Л.- М., 1965.
В. М. Петюшенко.
А. Н. Бенуа. Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Тушь, акварель, белила. 1916-22. Собрание И. С. Зильберштейна. Москва.


Бенуа - Леонтий Николаевич [11(23).8.1856, Н. Петергоф, близ Петербурга, - 8.2.1928, Ленинград], русский архитектор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1927). Сын архитектора Н. Л. Бенуа. В 1879 окончил петербургскую АХ. Преподавал в петербургском институте гражданских инженеров (1884-92, 1920-27). Профессор (1892-1927) и ректор (1903-06 и 1911-17) АХ. Почётный председатель общества архитекторов-художников, редактор журнала
«3одчий (См. Зодчий)» (1892-95). Строил в Петербурге (Академическая капелла им. М. И. Глинки, 1885-89; корпус, ныне советский отдел, Русского музея, 1914-16), Москве, Киеве, Варшаве; создал проект преобразования Петербурга (1910-13, с архитектором М. М. Перетятковичем и инженером Ф. Е. Енакиевым).
Лит.: Ружже В. Л., Градостроительные взгляды архитектора Л. Н. Бенуа, в сборнике: Архитектурное наследство, [в.] 7, Л.- М., 1955.
Л. Н. Бенуа. Жилой дом на Кировском проспекте в Ленинграде. 1911-13.
Бенуа - Николай Леонтьевич [1(13).7.1813, Петербург, - 11(23).12.1898, там же], русский архитектор. В 1827-36 учился в петербургской АХ, с 1857 профессор АХ. В 1890-93 председатель Петербургского общества архитекторов. Работал в Петербурге и его окрестностях. Достраивал крупные ансамбли, например Петергоф (ныне Петродворец; 1848-59), мастерски подражая историческим стилям (фрейлинские дома, 1858) и тактично вписывая свои постройки в сложившийся ансамбль или парковый комплекс
(«Швейцарский домик» в Кускове, 1870). Построил также ряд ж.-д. вокзалов (например, в Петергофе, 1855-57), в которых применял новые, металлические конструкции, воспроизводя в металле готический каркас.
Бенуа - Бенуа (Benoit)
Пьер (16.7.1886, Альби, департамент Тарн, - 3.3.1962, Сибурн, близ Сен-Жан-де-Люз), французский писатель, член Французской академии (1931). Детские годы провёл в Тунисе и Алжире. В 1914 опубликовал сборник стихов «Диадумен», посвященный М. Барресу. Колониальные романы Б. построены на экзотическом материале, отличаются надуманным психологизмом, эротикой и нередко мистицизмом:
«Кенигсмарк» (1918, рус. пер. 1923), «Атлантида» (1919, рус. пер. 1922), «Властительница Ливана». (1924, рус. пер. 1924), «Колодцы Иакова» (1925) и др. Позднее опубликовал романы «Затерянный город»
(1954), «Фабриций» (1956) и др.
Лит.: История французской литературы, т. 4, М., 1963; Benoit P. et Guimard P., De «Koenigsmark» а «Montsavat». Quarante annйes - quarante romans, P., [1958].
Н. Н. Козюра.

Бену    Бенуа    Бенуар