Немирович-Данченко

Немирович-Данченко в Энциклопедическом словаре:
Немирович-Данченко - Василий Иванович (1848/49-1936) - русский писатель.Брат Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Многочисленныехудожественно-этнографические очерки, военные корреспонденции (''Годвойны'', т. 1-3, 1878-79), романы, рассказы, мемуары (''На кладбищах'',1921). С 1921 в эмиграции.


Владимир Иванович (1858-1943) - режиссер, народныйартист СССР (1936). Брат Василия Ивановича Немировича-Данченко. С 1970-хгг. критик, с 80-90-х гг. писатель, драматург, педагог. Реформаторрусского театра, он вместе с К. С. Станиславским в 1898 основал МосковскийХудожественный театр (куда вошли ученики Немировича-Данченко изМузыкально-драматического училища Московского филармоническое общества).Утверждал передовой современный репертуар, привлек в МосковскийХудожественный театр (МХТ) А. П. Чехова, М. Горького. Ставил соСтаниславским их пьесы. Значительные работы Немировича-Данченко - ''ЮлийЦезарь'' У. Шекспира (1903), ''Братья Карамазовы'' по Ф. М. Достоевскому(1910), ''Воскресение'' (1930) и ''Анна Каренина'' (1937) по Л. Н. Толстому,''Враги'' М. Горького (1935), ''Три сестры'' А. П. Чехова. (1940),''Кремлевские куранты'' Н. Ф. Погодина (1942). В 1919 основал музыкальнуюстудию (с 1926 Музыкальный театр им. Немировича-Данченко, с 1941Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко). Пьесы (''Новоедело'', постановка 1890; ''Золото'', постановка 1895), романы (''Налитературных хлебах'',1891; ''Старый дом'',1895; ''Драма за сценой'', 1896),повести (''Губернская ревизия'', 1896). Государственная премия СССР (1942, 1943).

Определение слова «Немирович-Данченко» по БСЭ:
Немирович-Данченко - Василий Иванович [24.12.1848 (5.1.1849), Тбилиси, - 18.9.1936, Прага], русский писатель, журналист. Брат Вл. И. Немировича-Данченко. Учился в кадетском корпусе. Был военным корреспондентом во время русско-турецкой войны 1877-78, русско-японской войны 1904-05 и 1-й мировой войны 1914-18. Автор военных
(«Гроза», 1879, «Плевна и Шипка», 1881, и др.) и бытовых («Кулисы», 1886, и др.) романов, сборника «Стихотворения» (1882), мемуаров «На кладбищах» (1921). Наиболее характерный для Н.-Д. жанр - описания его многочисленных путешествий:
«Соловки» (1874), «Страна холода» (1877), «Очерки Испании» (1888), «Кама и Урал» (1890) и др. В 1921 эмигрировал.
Соч.: Собр. соч., т. 1-16, 18, СПБ, 1910-15; Новое собр. соч., кн. 1-50 П. 1916.
Лит.: История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. - Л., 1962.


Немирович-Данченко - Владимир Иванович [11(23).12.1858, Озургеты, ныне Махарадзе Грузинской ССР, - 25.4.1943, Москва], советский режиссёр, театральный деятель и педагог, писатель, драматург, народный артист СССР (1936). Основатель (совместно с К. С. Станиславским) Московского Художественного театра (см. Московский Художественный академический театр им. М. Горького). В юности участвовал в любительских спектаклях. В 1876-79 учился на физико-математическом факультете Московского университета. В, 70-х гг. начал выступать в качестве театрального критика. Прозаические произведения Н.-Д. отмечены влиянием А. П. Чехова: повести, посвященные деревне, -
«Губернаторская ревизия» (1896), «Сны» (1898), жизни актёров - «Драма за сценой» (1896), нравам прессы - «На литературных хлебах» (1891) и др. Его пьесы «Новое дело» (1890), «Золото» (1895),
«Цена жизни» (1896) и др. ставились в Малом и Александрийском театрах и в провинции. Глубокое знание современного ему театрального искусства привело Н.-Д. к мысли о необходимости его коренной реформы. Заинтересовавшись режиссёрской деятельностью К. С. Станиславского в обществе искусства и литературы, Н.-Д. предложил ему объединить усилия для утверждения новаторской программы театрального творчества. Результатом заключённого ими союза явилось создание в 1898 Художественно-общедоступного театра (первоначальное название МХАТа), в труппу которого вошли некоторые ученики Н.-Д. (в 1891-1901 он руководил драматическим отделом Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества) и участники общества искусства и литературы. Утверждение реалистической программы Художественного театра, связанной с принципами искусства
«переживания», с постановкой передовой современной драмы, осуществлялось театром под совместным руководством Н.-Д. и Станиславского, причём Н.-Д. принадлежало определяющее положение в области репертуара. Вместе со Станиславским он поставил все основные пьесы А. П. Чехова -
«Чайка» (1898), «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишнёвый сад» (1904), самостоятельно пьесу «Иванов» (1904). Н.-Д. способствовал привлечению драматургии М. Горького, вместе со Станиславским поставил
«На дне» (1902). Он осуществил постановки пьес Г. Гаунтмана («Одинокие», 1899) и Г. Ибсена («Когда мы, мёртвые, пробуждаемся», 1900; «Столпы общества», 1903: «Бранд», 1906: «Росмерсхольм», 1908).
В 1903 Н.-Д. поставил трагедию «Юлий Цезарь» Шекспира, широко используя средства современного психологического театра. Новаторские принципы режиссуры Н.-Д. - мастерство психологического анализа, умение передать неповторимые черты воссоздаваемой общественной среды и особенности стиля автора - убедительно проявились и в постановках русской классики
(«На всякого мудреца довольно простоты» Островского, 1910; «Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914). В его инсценировке «Братьев Карамазовых» Достоевского отчётливо прозвучали социально-критические мотивы романа. В то же время противоречивый характер инсценировки
«Бесов» Достоевского («Николай Ставрогин», 1913) вызвал решительное неприятие спектакля М. Горьким. Стремясь к преодолению кризисных тенденций, связанных с опасностью утраты театром контакта с передовой общественностью, Н.-Д. не всегда находил в последние предреволюционные годы надежную опору в драматургии (спектакли «Анатэма», 1909, и «Мысль», 1914, Л. Н. Андреева).
Новые перспективы перед Н.-Д. открыла победа Великой Октябрьской социалистической революции. Его вклад в развитие режиссёрского искусства имел важнейшее значение в утверждении МХАТ на позициях социалистического реализма, в воспитании нового актёра - носителя воинствующего и требовательного духа социалистического гуманизма. Н.-Д. настойчиво работал над воплощением на сцене произведений советских авторов, искал решение проблемы современной трагедии в
«Блокаде» Вс. Иванова (1929), прокладывал пути к поэтическому воссозданию революционных истории и сегодняшней действительности в постановках «Любовь Яровая» Тренева (1936), «Половчанские сады» Леонова (1939) и «Кремлёвские куранты»
Погодина (1942). В спектаклях по романам Л. Н. Толстого «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937) режиссёр дал образец нового сценического прочтения произведений великого писателя, опираясь на ленинский анализ его творчества. Н.-Д. осуществил также постановки русской классической драматургии:
«Гроза» Островского (1935), «Горе от ума» Грибоедова (1938). С особенной силой присущее ему умение выявить глубокую социально-философскую суть произведений в неповторимой, отвечающей его внутреннему строю поэтической форме проявилось в спектаклях
«Враги» Горького (1935) и «Три сестры» (1940). Н.-Д. широко и последовательно разрабатывал проблемы театральной теории, воспитания актёра в органической близости и внутреннем единстве с изысканиями К. С. Станиславского. В своих обобщениях Н.-Д. исходил из концепции о
«трёх восприятиях театрального представления», «о трёх путях к нему: социальном, жизненном, театральном» - в их неразрывном единстве. Именно на этой основе рождалось имевшее важнейшее значение для творческой практики учение Н.-Д. о
«втором плане сценической жизни актёра», о «зерне» образа, о «физическом самочувствии», о «внутреннем монологе». Борьбу за принципы сценического реализма, против рутины и штампов Н.-Д. вёл и в области музыкального театра; он организовал в 1919 при МХТе Музыкальную студию (с 1926 - Музыкальный театр им. В. И. Немировича-Данченко), где поставил ряд спектаклей и был руководителем постановок:
«Дочь Анго» Лекока, «Лисистрата» Аристофана, «Карменсита и солдат» на музыку Бизе, «Травиата» Верди, «Катерина Измайлова» Шостоковича, «В бурю» Хренникова и др. Государственная премия СССР (1942, 1943). Награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.
Соч.: Из прошлого, 2 изд., М., 1938; Театральное наследие, т. 1-2, М., 1952-54; Пьесы, М., 1962; Режиссёрский план постановки трагедии Шекспира «Юлий Цезарь», Московский художественный театр, 1903 г., [Вступ. ст. Б. Ростоцкого и Н. Н. Чушкина, М., 1964].
Лит.: Соболев Ю., Вл. И. Немирович-Данченко, П., 1918; Виленкин В. Я., Вл. И. Немирович-Данченко. Очерк творчества, М., 1941; Фрейдкина Л., Владимир Иванович Немирович-Данченко, М. - Л., 1945; её же, Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко, М., 1962 (лит.); Марков П. А., Режиссура Вл. И. Немировича-Данченко в музыкальном театре, М., 1960.
Б. П. Ростоцкий.
Сцена из спектакля «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина. 1942. Режиссёр Вл. И. Немирович-Данченко.

Сцена из спектакля «Три сестры» А. П. Чехова. 1940. Режиссёр Вл. И. Немирович-Данченко.

Вл. И. Немирович-Данченко.

Немиров    Немирович-Данченко    Немировский Конгресс 1737