Эпиктет

Эпиктет в Энциклопедическом словаре:
Эпиктет - (Epictetus) (ок. 50 - ок. 140) - римский философ-стоик; раб,позднее вольноотпущенник. ''Беседы'' Эпиктета, содержащие моральнуюпроповедь (центральная тема - внутренняя свобода человека), записаны егоучеником Аррианом.

Определение слова «Эпиктет» по БСЭ:
Эпиктет (Epнktetos - рабская кличка, буквально - «Прикупленный»)
(около 50 - около 138), греческий философ-стоик (см. Стоицизм). Был рабом одного из фаворитов Нерона, позднее отпущен на волю. Слушал лекции стоика Мусония Руфа. После изгнания философов из Рима Домицианом в 89 поселился в Никополе (Эпир), где проповедовал стоическую мораль в беседах и уличных спорах по примеру Сократа; как последний, ничего не писал; жил в крайней бедности. Философские проповеди Э. сохранились в записи его ученика Флавия Арриана. В центре их - выработка и сохранение такой нравственной позиции, при которой человек в любых условиях богатства или нищеты, власти или рабства сохранит внутреннюю независимость от этих условий и духовную свободу. Для этого он должен разделить все вещи и дела на зависящие от него и не зависящие, в первых мужественно исполнять свой долг вопреки всему, вторые игнорировать. Аскетическая мораль Э., а также внешняя форма его
«диатриб» (напряженная угловатость интонации, возражения воображаемому оппоненту) во многом близки христианской проповеди.
Соч.: Epictйte. Entretiens. Texte йtabli et traduits par J, Souihй et A. Jagu, livre 1-4, P., 1949-65; в рус. пер. - Беседы Эпиктета, пер. Г. А. Тароняна, «Вестник древней истории», 1975, № 2-4; 1976, № 2.
Лит.: Штаерман Е. М., Эпиктет и его место в римском стоицизме, «Вестник древней истории», 1975, № 2; Bonhцffer A., Epiktet und das Neue Testament, Giessen, 1911.
С. С. Аверинцев.

Эпикриз    Эпиктет    Эпикур