Кустодиев

Кустодиев в Энциклопедическом словаре:
Кустодиев - Борис Михайлович (1878-1927) - российский живописец. Красочныесцены крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта (серия''Ярмарки''). Мастер портрета (''Ф. И. Шаляпин'', 1922), иллюстратор,театральный художник. Борис Михайлович КУСТОЦА (Custoza) -селение в Сев. Италии, к юго-западу от Вероны. Около Кустоцы 25.7.1848, вовремя австро-итальянской войны 1848-49, итальянская армия из-за бездарногоруководства сардинского короля Карла Альберта была разбита австрийскимивойсками под командованием эрцгерцога Альбрехта, и король подписалперемирие. При Кустоце 24.6.1866 во время австро-итальянской войны 1866итальянская армия потерпела поражение от австрийских войск.

Значение слова Кустодиев по словарю Брокгауза и Ефрона:
Кустодиев (Константин Лукич, † 1875) — протоиерей православных церквей в Карлсбаде. Его корреспонденции о зап. церковно-религиозной жизни и богословской литературе (в "Православном Обозрении") много способствовали успеху этого журнала. Им предпринято было издание: "Общедоступная "Христианская Библиотека" (вышел лишь один том). Н. Б в.

Определение слова «Кустодиев» по БСЭ:
Кустодиев - Борис Михайлович [23.2(7.3).1878, Астрахань, - 26.5.1927, Ленинград], советский живописец, график и театральный художник. Учился в петербургской АХ (1896-1903) у И. Е. Репина, участвовал в работе над его картиной «Заседание Государственного совета»
(1901-03, Русский музей, Ленинград). Академик петербургской АХ (1909). Член Союза русских художников (с 1907), «Мира искусства» (с 1911), АХРР (с 1923). В 1905-07 сотрудничал в революционно сатирических журналах
«Жупел» (рис. «Вступление. Москва»), «Адская почта» и «Искры». С 1906 К. выступал с сериями картин на темы праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Ярмарки», «Деревенские праздники», «Масленицы», «Балаганы»);
для этих работ характерны развёрнутая повествовательность, яркая многоцветность, жизненная достоверность в деталях и сближающие К. с практикой «Модерна» линейно-плоскостное, декоративное решение композиции, игра разномасштабными фигурами и планами. В дальнейшем, идя по пути большей стилизации, К. превращает свои бытовые сцены в театрализованные картины-зрелища, а своих персонажей - в собирательные образы-типы, олицетворение сытой купеческой России. Откровенно любуясь материально-телесным изобилием, пёстрым узорочьем изображаемого мира, иногда идеализируя его, К. в то же время относится к нему иронически, даёт почувствовать его самодовольство и косность
(«Купчихи», темпера, 1912, Музей русского искусства, Киев; «Красавица», 1915, Третьяковская галерея; «Купчиха за чаем», 1918, Русский музей). С начала 1900-х гг. К. разрабатывал жанр портрета-картины, связывая модель с интерьером или пейзажем. Наряду с внешне эффектными, часто салонными портретами он создавал портреты интимно-лирического склада
(«Утро», 1904, Русский музей), а также сходные по общей концепции и манере исполнения с его бытовым жанром, в которых портретируемый, сохраняя свою индивидуальность, приобретает обобщённые национальные черты (автопортрет, 1912, Галерея Уффици, Флоренция; портреты А. И. Анисимова, 1915, Ф. И. Шаляпина, 1922, оба - Русский музей). Много работая для театра, К. переносил на сцену свои тематические и стилистические увлечения и решал формально-декоративные задачи, не всегда совпадавшие с замыслом автора и режиссёра
(«Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ; «Гроза» Островского, 1918, неосуществленная постановка). Успешными были постановки «Блохи» Замятина (1925, МХАТ 2-й; 1926, ленингр. Большой драматический театр), в которых К. нашёл органическую эмоциональную связь с драматургическим материалом. В послереволюционные годы К. участвовал в оформлении Петрограда к 1-й годовщине Октября, создавал плакаты, лубки и картины на темы революции
(«Большевик», 1919-20, Третьяковская галерея; «Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна на площади Урицкого», 1921, Рус. музей). Тонкий рисовальщик, владевший уверенным, чётким штрихом, К. выполнил циклы иллюстраций к произведениям классиков и современных авторов (иллюстрации к произведениям Лескова «Штопальщик», 1922, «Леди Макбет Мценского уезда», 1923),
работал в технике литографии и гравюры на линолеуме.
Лит.: Воинов В., Б. М. Кустодиев, Л., 1925; Эткинд М., Б. М. Кустодиев, Л. - М., 1960; Лебедева В. Е., Б. М. Кустодиев, М., 1966; Б. М. Кустодиев. Письма. Статьи, заметки, интервью..., [Л., 1967].
В. Е. Лебедева.
Б. М. Кустодиев. «Купчиха». 1915. Русский музей. Ленинград.

Б. М. Кустодиев. Автолитография Г. С. Верейского. 1921. Фрагмент.

Кустовой    Кустодиев    Кусток