Канцона

Значение слова Канцона по Ефремовой:
Канцона - 1. Лирическое стихотворение особой формы, получившее широкое распространение в итальянской и провансальской поэзии средних веков и эпохи Возрождения.
2. Лирическая песня, восходящая к народной итальянской.

Канцона в Энциклопедическом словаре:
Канцона - (итал. canzone - букв. - песня), 1) лирическое стихотворение орыцарской любви в западно-европейской поэзии 13-17 вв., первоначально упровансальских трубадуров. Классические образцы - у Данте и Петрарки. 2)Многоголосная светская песня эпохи Возрождения на тексты поэтическойканцоны. 3) Род инструментальной музыкальной пьесы, сложившейся в кон.16-18 вв. из обработок вокальных канцон (у Дж. Габриели, Дж. Фрескобальдии др.). Его развитие привело к появлению фуги.

Значение слова Канцона по словарю Ушакова:
КАНЦОНА
канцоны, ж. (ит. canzone - песня). 1. Вокальная пьеса для одного голоса с аккомпанементом, сохраняющая национальный колорит в мелодии, ритме (муз.). Мелодичная итальянская канцона. 2. Особая форма стихотворного произведения, род лирической баллады (лит.).

Определение слова «Канцона» по БСЭ:
Канцона (итал. canzone, буквально - песня)
лирическое стихотворение о рыцарской любви в средневековой поэзии прованских трубадуров. Первоначально получила распространение в Италии в 13-17 вв. Канонические К. - строфические строения (5-6 строф); последняя строфа укорочена и содержит обращение к лицу, которому посвящена К. Классические образцы создали Данте и Петрарка.
С самого начала К. была тесно связана с музыкой: многоголосные вокальные К. сближались с фроттолой и вилланеллой. В 16-17 вв. в Италии появляются и инструментальные К., возникшие как обработки французского chanson; позднее они создавались как оригинальные сочинения в стиле таких обработок. В числе композиторов - авторов К. - А. Габриели, К. Меруло, Дж. Фрескобальди (Италия), Д. Букстехуде и И. С. Бах (Германия). С 17 в. развитие К. для инструментального ансамбля ведёт к возникновению Кончерто гроссо, К. для клавишных инструментов постепенно превращается в фугу, а К. для солирующего инструмента с сопровождением подготовляет появление сонаты. В 18-19 вв. название К. иногда применяется для обозначения вокальных и инструментальных лирических музыкальных пьес (К. «Сердце волнует жаркая кровь» из оперы В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро», медленная часть 4-й симфонии П. И. Чайковского).
В 20 в. К. встречается как поэтическая стилизация (В. Я. Брюсов, М. А. Кузмин).

Канцо    Канцона    Канцонетта