Фрескобальди

Фрескобальди в Энциклопедическом словаре:
Фрескобальди - (Frescobaldi) Джироламо (1583-1643) - итальянский композитори органист. Творчество Фрескобальди - одна из вершин органного искусства(ричеркары, канцоны, токкаты, фантазии); сыграл значительную роль вформировании фуги.

Значение слова Фрескобальди по словарю Брокгауза и Ефрона:
Фрескобальди (Джироламо Frescobaldi) — знаменитый итальянский органист и композитор (1583—1650). Как виртуоз на органе, Ф. привлекал десятки слушателей в церковь св. Петра в Риме, где он был органистом. Как композитор, он возвысил органный стиль, усовершенствовал форму фуги (см. Фуга). Хотя Ф. писал и вокальную музыку: мотеты, Kyrie, Magnificat, но главное значение имеют его инструментальные сочинения: канцоны, токкаты и пр. Ф. писал для органа светскую музыку — танцы. Особенно замечательны вариации, вводимые им в танцы, называемые doubles. Ряд танцев: аллеманд, бурре, чакона, куранта, гавот, жига, пассакалия, сарабанда, соединенные в одно целое, составляли партиту или сюиту. Средняя часть танцев с новой темой называлась трио.

Определение слова «Фрескобальди» по БСЭ:
Фрескобальди (Frescobaldi)
Джироламо (около 9.9.1583, Феррара, - 1.3.1643, Рим), итальянский композитор и органист. Концертировал в Европе. С 1608 органист собора св. Петра в Риме. Автор многочисленных пьес для органа (фантазий, токкат, канцон, ричеркаров), клавесина (прелюдий, фуг, партит), а также вокальной музыки. Обогатил органный репертуар, заложил основы свободного стиля, создав новый тип мелодики и развив форму фуги. Основоположник итальянской органной школы (впоследствии его называли «итальянским Бахом»),
Ф. оказал влияние на последующие поколения органистов; среди его учеников - немецкий органист И. Я. Фробергер.
Лит.: Друскин М., Клавирная музыка, Л., 1960; Berenzi A., Per G. Frescobaldi net terzo centenario, Cremona, 1908; Machabey A., G. Frescobaldi Ferrarensis (1583-1643), P., 1952.
И. А. Медведева.

Фреска    Фрескобальди    Фресковый