Медведева

Медведева в Энциклопедическом словаре:
Медведева - Надежда Михайловна (1832-99) - российская актриса. Сестра П. М.Медведева. С 1849 в Малом театре. Прославилась в комедийных характерныхролях пожилых женщин.

Значение слова Медведева по словарю Брокгауза и Ефрона:
Медведева (Надежда Михайловна, в замужестве Гайпукова, 1832 —1899) — знаменитая артистка московского Малого театра, дочь москов. артистки Акулины Дмитриевны Медведевой. Уже воспитанницей москов. театрального училища играла в "Горе от ума" и обратила на себя всеобщее внимание. В 1847 г. дебютировала в роли Агнесы в "Школе злословия" Мольера. Несмотря на успешные дебюты, М. долго оставалась в тени, так как в это время на сцене Малого театра царили Л. П. Косицкая, Е. Н. Лаврова-Васильева, Н. М. Рыкалова и Е. А. Сабурова. М. покинула на время московскую сцену и в 1852 г. отправилась в Одессу. Через два года она возвратилась в Москву и заняла выдающееся положение в Малом театре. Сначала М. играла преимущественно в мелодрамах, но окончательно ее талант развился в пьесах Островского, писавшего некоторые роли специально для нее (напр. Гурмыжскую — "Лес", Мурзавецкую — "Волки и овцы"). Из других ролей ей особенно удавались роли Хлестовой ("Горе от ума"), Эсфири ("Уриель Акоста"). Успех ее с годами все возрастал, и это было наградой за упорный труд и стремление к строгой художественной правде. М. руководила первыми шагами знаменитой Ермоловой. Она была единогласно избрана почетной председательницей 1-го съезда сценических деятелей. В октябре 1898 г. был торжественно отпразднован 50-летний юбилей М.

Определение слова «Медведева» по БСЭ:
Медведева (по мужу - Гайдукова)
Надежда Михайловна [6(18).10.1832, Москва, - 24.9(6.10).1899, остров Корфу, Греция], русская актриса. Родилась в актёрской семье. Сестра П. М. Медведева. В 1849, по окончании Московского театрального училища, была принята в труппу Малого театра. Выступала в водевилях и мелодрамах. Талант актрисы наиболее полно проявился с переходом её в 1866 на роли пожилых светских женщин. Ученица М. С. Щепкина, М. способствовала утверждению щепкинских традиций в искусстве Малого театра. Яркостью типизации, тщательностью разработки характеров, простотой и правдивостью отличалось её исполнение ролей: Хлёстовой
(«Горе от ума» Грибоедова), Турусиной, Гурмыжской и Огудаловой в первых постановках пьес А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Лес» (1871), «Бесприданница» (1878) и других. М. первая угадала талант М. Н. Ермоловой, поручив ей, ещё воспитаннице Московского театрального училища, в свой бенефис роль Эмилии Галотти
(«Эмилия Галотти» Лессинга, 1870). Искусство М. высоко ценил К. С. Станиславский, считавший себя её учеником.
Лит.: Кара-Мурза С. Г., Малый театр, М., 1924. с. 29-38; Щепкина-Куперник Т. Л., Дни моей жизни, [M.], 1928, с. 162-75.

Медведев    Медведева    Медведеобразный