Киреевский

Киреевский в Энциклопедическом словаре:
Киреевский - Иван Васильевич (1806-56) - российский религиозный философ,литературный критик и публицист, один из основоположников славянофильства.Брат П. В. Киреевского. В отходе от религиозных начал и утрате духовнойцельности видел источник кризиса ''европейского просвещения'' и господстваотвлеченного мышления в немецкой идеалистической философии. Задачейсамобытной русской философии считал переработку ''европейскойобразованности'' в духе учений восточной патристики.


Петр Васильевич (1808-56) - российский фольклорист, археограф,публицист. Брат И. В. Киреевского. Славянофил. ''Песни, собранныеКиреевским'' (опубликованы: в. 1-10, 1860-74; новая серия, в. 1-2, 1911-29)включают тысячи текстов (лирические и исторические песни, былины).

Определение слова «Киреевский» по БСЭ:
Киреевский - Иван Васильевич [22.3(3.4).1806, Москва, - 11(23).6.1856, Петербург], русский философ-идеалист, литературный критик и публицист; наряду с А. С. Хомяковым основоположник славянофильства. Происходил из старинного дворянского рода; брат П. В. Киреевского. С 1822 слушал лекции в Московском университете. Входил в кружок
«любомудров», испытал влияние немецкой идеалистической философии. В литературе обратил на себя внимание статьей «Нечто о характере поэзии Пушкина» (1828). В «Обозрении русской словесности за 1829 год»
охарактеризовал этапы развития русской литературы начала 19 в. и выделил реалистические тенденции последнего, «пушкинского» периода. В 1830 К. был в Германии, слушал лекции философов Ф. Шлейермахера, Г. Гегеля, Ф. В. Шеллинга, К. Риттера. В 1832 К. предпринял издание журнала
«Европеец», привлек к нему лучшие литературные силы (в т. ч. А. С. Пушкина). Журнал был запрещен на втором номере, в частности за статью К. «Девятнадцатый век», в которой Николай I усмотрел пропаганду конституции. В дальнейшем К. посвятил себя почти исключительно теоретическим занятиям; участвовал с начала 1840-х гг. в разработке учения славянофилов. В 1845 некоторое время редактировал журнал
«Москвитянин» (№ 1-3). Основные опубликованные сочинения - «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению в России» (1852), «О необходимости и возможности новых начал для философии» (1856). Рассматривая философию Гегеля как завершение западноевропейского рационализма, восходящего к католической схоластике и Аристотелю, К. противопоставляет ей традиции Платона и восточно-христианские
«умозрения» (восточные патристики), из которых, по К., и должна исходить самобытная русская философия. Предпосылка её - духовно-нравственная цельность личности, находящая своё выражение в религиозной вере, а основная задача - «мысленное развитие».
.. «отношения веры к современной образованности» (см. Полн. собр. соч., т. 1, М., 1911, с. 271, 253). В отходе от религиозных начал, утрате духовной цельности и, в частности, разъединении познавательных и моральных сил К. видит источник кризиса
«европейского просвещения» и господства отвлеченного мышления в идеалистической философии. Усвоение Россией достижений «европейской образованности», этого «зрелого плода всечеловеческого развития», должно сопровождаться по К., переосмыслением их на основе православного учения, сохранившего в чистоте изначальную истину христианства. В этом, утверждает К., и состоит то
«новое начало», которое Россия призвана внести во всемирную историю; источники его он пытается усмотреть в характере древнерусской общественной жизни и быта. Консервативно-утопический идеал универсальной православно-христианской культуры, овладевающей
«...всем умственным развитием современного мира...» (там же, с. 271), выдвигался К. без учёта конкретных общественно-политических условий России середины 19 в. К. оказал влияние на развитие русской идеалистической философии конца 19-начала 20 вв.
Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-2, М., 1911.
Лит.: Лясковский В., Братья Киреевские, СПБ, 1899; Душников А. Г., И. В. Киреевский, Казань, 1918; Манн Ю., Путь Ивана Киреевского, в его кн.: Русская философская эстетика, М., 1969; Галактионов А. А., Никандров П. Ф., Русская философия 11-19 веков, Л., 1970 с. 237-43; M
ьIler E., Russischer Intellekt in europдischer Krise. Ivan V. Kireevsky (1806-1856), Kцln - Graz, 1966 (библ.); Goerdt W., Vergцttlichung und Gesellschaft. Studien zur Philosophic von I. V. Kireevskij, Wiesbaden, 1968; Gleason A., European and Muscovite. Ivan Kireevsky and the origins of Slavophilism, Camb. (Mass) 1972.


Киреевский - Петр Васильевич [11(23).2.1808, с. Долбино Калужской губернии, - 25.10.(6.11).1856, деревня Киреевская Слободка Орловской губернии], русский фольклорист, археограф, публицист. Брат И. В. Киреевского. Славянофил. С 1830 под влиянием А. С. Пушкина и Н. М. Языкова, при их участии начал собирать народные песни. Создал фольклорное собрание, насчитывающее тысячи текстов (исторические и лирические песни, былины и др.). В него вошли записи А. С. Пушкина, семьи Языковых, В. И. Даля, Н. В. Гоголя, А. В. Кольцова и многих др. При жизни К. был опубликован лишь сборник, содержащий Духовные стихи.
Изд.: Песни, собранные Киреевским, в. 1-10, М., 1860-74; тоже, Новая серия, в. 1, М., 1911; в. 2, ч. 1-2, М., 1918-1929; Песни, собранные писателями. Новые материалы из архива П. В. Киреевского, в кн.: Литературное наследство, т. 79, М., 1968,
Лит.: Соймонов А. Д., Новые материалы о Пушкине и П. В. Киреевском, «Изв. АН СССР. Отд. литературы и языка», 1961, т. 20, в. 2; его же, П. В. Киреевский и его собрание народных песен Л., 1971.

Киреевск    Киреевский    Кирена